МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В статье раскрываются различные подходы западных авторов к регенеративной экономике в ее связи с целями устойчивого развития и перезагрузкой капитализма. Модель двухзвенной регенеративной экономики, включающая циркуляционную и зеленую экономики, в значительной степени делает упор на ее экологическую составляющую. Авторы статьи предлагают использовать модель трехзвенной регенеративной экономики, дополняя ее экономикой совместного потребления и экономикой совместного использования. Регенеративная экономика рассматривается как мультиэкосистема, включающая экосистемы циркуляционной, зеленой и экономики совместного потребления и экономики совместного использования. В статье даются трактовки устойчивого развития исходя из традиционных подходов и регенеративного устойчивого развития.
В статье рассматриваются основные аргументы, защищающие и отвергающие режимы фиксированного обменного курса. Утверждается, что, вопреки ожиданиям и в соответствии с практикой, эти режимы имеют больше преимуществ, чем недостатков. Они делают торговлю и международную координацию значительно более эффективной и предсказуемой. Многие аргументы о потере степеней свободы в проведении монетарной и акроэкономической политики и утрате суверенитета нуждаются в релятивизации. Об этом сказано в первой части статьи. Во второй части, которая будет опубликована в следующем номере, мы представим различные институциональные формы, которые могут по-разному преодолеть проблемы, связанные с фиксированными обменными курсами, а именно: валютные советы и долларизация, контроль за движением капитала и различные модели клиринговых союзов.
Современная международная энергетическая повестка направлена на разрешение проблемы изменения климата и на разработку чистых энергетических технологий. Перспективы мирового энергетического рынка, связанные с водородными технологиями, в ряде случаев приводят к принятию необоснованных геополитических и взаимовыгодных технологических решений. Осуществляется поступательный переход от углеродного топлива к постуглеродному (водородному), меняется парадигма мировой энергетики. Встает актуальный вопрос, как данная трансформация повлияет на энергетическую безопасность стран мира. Интенсификация стратегических инициатив развития водородных источников энергии – экономически спорный, но необходимый шаг в контексте социальных и экологических эффектов. В статье предпринята попытка рассмотреть водород с точки зрения интегральной оценки его характеристик и новых геополитических реалий. Актуальность исследования заключается в том, что влияние наступающего кризиса энергоносителей, изменившего подходы к европейской энергетической безопасности, еще не изучены в научных исследованиях на фоне украинского кризиса и последовавших за ним санкций в отношении России. В ходе происходящих геополитических событий идея водородной трансформации требует изучения вышеперечисленных факторов для понимания грядущих изменений и новых реалий в международном энергетическом сотрудничестве.
В статье анализируются миграционные потоки во всем мире и на региональном уровне с теоретической и практической точек зрения. В последнее время произошли крупные миграции и перемещения, которые привели в том числе к гибели людей. В первую очередь это перемещение миллионов людей из-за военных конфликтов или серьезной экономической и политической нестабильности. В исследовании подчеркивается, что, несмотря на ограничения международной мобильности, миграция является вечным явлением, она ускоряется как часть более широких преобразований глобализации торгово-экономических процессов. Приводится сводка и анализ основных статистических данных международной миграции по регионам, по полу и другим показателям. Исследование показало, что основные потоки трудовых мигрантов направлены в страны с доходом выше среднего и с высоким уровнем дохода. Анализируются денежные переводы трудовыми мигрантами по регионам мира. Подчеркивается важность этих переводов для финансирования текущих расходов и дефицита денежных средств населения, особенно для стран, в которых приток денежных переводов составляет основную долю в ВВП.
Долгосрочный демографический вызов пенсионным системам на рубеже второготретьего десятилетий был усилен пандемией коронавируса и вызванными ею ограничениями; нестабильностью поступлений пенсионных взносов, неопределенностью перспектив экономической ситуации. В статье рассматриваются состояние и перспективы пенсионных фондов стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). После первого года борьбы с пандемией пенсионные активы увеличивались в большинстве стран зоны ОЭСР, в том числе в Финляндии, Франции, Греции, Новой Зеландии, США; с наиболее высоким ростом в Турции, Литве; при сокращении, в частности, в Чили, Перу, Эстонии. На фоне различающихся индикаторов пенсионных фондов по отдельным странам со значительным превосходством США по объему активов пенсионных фондов доля пенсионных активов относительно ВВП выше в Нидерландах, Исландии, Дании. При всех различиях деятельности пенсионных фондов по странам национальных регуляторов пенсионные средства являются важным инвестиционным ресурсом и частью финансово-экономической системы. Будучи крупнейшими инвесторами в начале третьего десятилетия пенсионные фонды столкнулись с условиями постпандемических последствий, неопределенностью экономической ситуации. Однако после двух лет пандемии, несмотря на новые вызовы стабильному поступлению взносов, получению инвестиционного дохода активы пенсионных фондов в большинстве стран ОЭСР возросли.
В условиях переосмысления глобализации на первый план выходят негативные черты модели мироустройства, сформированной этим процессом, и, как следствие, зарождающиеся характеристики новой более гармоничной модели. Цель статьи – обозначить некоторые основные очертания постглобального мира, но не как модели мироустройства, следующей после определенного временного отрезка за глобальным миром, а как модели мироустройства с новыми качественными характеристиками, исключающими недостатки предыдущей модели. Более подробно представлена такая характеристика, как многополюсность, при формировании которой использованы доклады V Международной научно-практической конференции «Большая Евразия: национальные и цивилизационные аспекты развития и сотрудничества» (Университет мировых цивилизаций, Москва, 23– 24 ноября 2022 г.). Поскольку в литературе доминирует политический подход к многополярности, авторы предприняли попытку осветить в большей степени экономический аспект проблемы. Также развита гипотеза о полицентричности в интеграционных блоках.
В статье анализируется состояние экономики стран ЕАЭС и предлагаются меры для реализации открывающихся возможностей подъема на волне роста нового технологического уклада. Государствам ЕАЭС требуется мощный инициирующий импульс обновления основного капитала, позволяющий сконцентрировать имеющиеся ресурсы на перспективных направлениях модернизации и развития экономики. Его организация предполагает повышение нормы накопления с нынешних 18–20 до 35–40% ВВП с концентрацией инвестиций на прорывных направлениях роста нового технологического уклада и модернизации экономики на его основе. Источником финансирования таких инвестиций может стать целевая кредитная эмиссия, организуемая денежными властями в соответствии с централизованно устанавливаемыми приоритетами.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье анализируются важнейшие сдвиги в показателях глобализации мировой экономики. Автором делается попытка дать ретроспективный анализ участия России в международной торговле, движении капитала, рабочей силы, знаний и ее валютно-расчетных отношений с внешним миром за последние три десятилетия. Автор приходит к выводу, что глобализация российской экономики в последние три десятилетия принесла стране немало выигрышей и проигрышей, баланс которых складывался по-разному. Но 2022 г. стал после середины 1990-х гг. очередным переломом в этом процессе и наряду с позитивными изменениями (ускорение импортозамещения) он несет угрозы, прежде всего сокращение притока знаний и капитала. Назревавший в последние годы и совершившийся в 2022 г. перелом в глобализации российской экономики вызван преимущественно политическими, а не экономическими причинами.
География внешней торговли России, переживающей период глубоких трансформационных изменений, приобретает кардинально новые контуры. На смену государствам Запада, длительное время занимавшим доминирующие позиции в экспорте и импорте Российской Федерации, приходят страны глобального Юга – регионов Азии, Африки и Латинской Америки. Этот процесс развивается уже более десятилетия, но в настоящее время радикально ускорился в условиях санкционных ограничений, наложенных на российскую экономику и торговлю, и почти полного сворачивания деловых связей Российской Федерации с коллективным Западом. Страны глобального Юга, неформальным лидером которых стал экономически успешный Китай, продвигают собственную повестку в сфере международной торговли, что открывает перед Россией широкие возможности, но и бросает новый вызов – необходимость выстраивания взаимовыгодных деловых отношений с десятками самых разных азиатских, африканских и латиноамериканских государств. Решение этой задачи требует перезагрузки системы российских внешнеторговых связей и выработки научно обоснованной и реально осуществимой стратегии сотрудничества с регионами глобального Юга. При этом необходимо учитывать как факторы, сближающие все развивающиеся страны, так и региональные и национальные особенности, образующие крайне пеструю картину конкретных интересов отдельных государств. Научная новизна настоящей статьи, автор которой опирается на плодотворную методологию разработанную Р. И. Хасбулатовым, состоит в сравнительном анализе торговых отношений Российской Федерации с каждым из крупнейших районов глобального Юга: Азией, Африкой и Латинской Америкой. В работе выявлены как специфические особенности российско-азиатской, российско-африканской и российско-латиноамериканской торговли, так и общие черты, присущие деловым отношениям отечественных предприятий с партнерами в странах глобального Юга. Магистральный вывод проведенного исследования сводится к тому, что развитие торговых связей с дружественными странами Азии, Африки и Латинской Америки на принципах френдшоринга становится ключевым звеном внешнеэкономической стратегии, главным содержанием поворота торговых потоков России с западного (северного) на восточное (южное) направление..
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
В последние несколько лет международный обмен товарами и услугами столкнулся с двумя беспрецедентными шоками – пандемией и усилением геополитической напряженности. Эти шоки существенно ослабляют международную торговлю, тормозят развитие глобальных цепочек поставок и наносят серьезный ущерб мировой экономике в целом. В настоящей статье рассмотрены проблемы устойчивости международной торговли товарами и услугами в свете анализа новых триггеров ее развития, а также с учетом изменившегося контекста для стран-экспортеров и стран-импортеров. Исходя из рассмотренных проблем автор пришел к выводу, что сложившиеся модели участия стран в международной торговле будут претерпевать значительные изменения. Выявлены основные направления повышения устойчивости глобальных цепочек поставок, а также участия в ней России в условиях жесткого санкционного давления. Перспективы развития международной торговли оценены автором как мрачные и неопределенные, а риски обмена – повышенными. Рассмотрен ряд направлений международной торговой политики, которые могли бы быть эффективными для корректировки текущих торговых отношений между странами.
Увеличение экспорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров из Индии на мировой рынок дало импульс автору к исследованию мер аграрной экспортной политики страны. Объявленный в конце ХХ в. переход к экспортно ориентированной модели развития привел к разработке новых подходов к внешнеторговой политике. Меры содействия экспорту в сфере сельского хозяйства были предприняты с учетом особенностей аграрного производства в Индии и носили системный характер. Они включали политические механизмы, в частности вовлечение правительств штатов; инфраструктурную и логистическую поддержку; экономическое стимулирование экспорта, в том числе создание специальных экспортных зон (аграрных кластеров), привлечение частных инвестиций в производство и переработку. Внимание было уделено организации электронного Национального сельскохозяйственного рынка (E-NAM), цифровой торговой платформе Агропромышленной биржи APEDA, модернизации морских портов, предназначенных для вывоза сельскохозяйственных товаров. Результатом аграрной политики стали увеличение темпов роста производства сельскохозяйственных продуктов и повышение объемов аграрного экспорта. Объем экспорта сельскохозяйственных товаров за последние полтора десятилетия вырос более чем в три раза, значительно расширилась экспортная корзина этих товаров. Индия стала ведущим мировым экспортером риса, вошла в число лидеров мирового рынка по экспорту таких нетрадиционных для страны товаров, как рыба и продукты аквакультуры, мясо, молоко и молочные продукты, а также сохранила за собой свои традиционные рынки хлопка и сахара.
В статье проведен анализ китайско-бразильской торговли агропродовольственной продукцией. Выявлены значимость и взаимодополняемость двусторонних торговых потоков, растущая межотраслевая и внутриотраслевая специализация Бразилии на поставках сельскохозяйственного сырья при сохранении отрицательного сальдо для китайской стороны. Отмечено существенное отставание нетто-экспортера от импортера по значению глобального индекса продовольственной безопасности и наличие более высокого уровня распространенности недоедания среди населения. Снижение и без того невысокой доли агропродовольственной продукции в совокупном экспорте из Китая в Бразилию определяется ростом внутреннего потребления разнообразных продуктов питания отечественного производства и международной специализацией Китая в сфере несельскохозяйственной продукции со средним и высоким уровнем добавленной стоимости. Определены основные изменения в тарифных и нетарифных мерах регулирования взаимной торговли. Сделан акцент на взаимосвязи инвестиционной и торговой политики Китая, компании которого осуществляют инвестиции в агропромышленный комплекс и инфраструктуру Бразилии в разных формах, включая международные сделки слияния и поглощения бизнеса, строительство с нуля, создание совместных предприятий. Выявлены факторы, риски и перспективы дальнейшего развития китайско-бразильской торговли сельскохозяйственной продукцией с учетом геополитических эффектов возможного замещения масштабных закупок сои из США бразильскими поставками в Китай.
ISSN 2414-4649 (Online)