Preview

Международная торговля и торговая политика

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 4 (2020)

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5-22 95
Аннотация

Россия и Нидерланды имеют многовековой опыт успешного развития торгово-экономических связей. Когда оба государства только начинали активно развиваться, между их берегами уже курсировали корабли, наполненные различными товарами, а главы государств выстраивали двустороннюю торговую политику. Развитие сотрудничества достигло пика во времена Петра I. В тот период Российская империя проводила индустриализацию, вступив в полномасштабную международную промышленную кооперацию с историческим партнером. Участие российского государства в развитии торгово-экономических связей с Нидерландами принимало различные формы в зависимости от текущих потребностей и возможностей страны. Но всегда исключительно важную роль в ней играли специально уполномоченные посланники, осуществлявшие свои функции на территории самих Нидерландов, будь то представители Министерства торговли и промышленности царской России в Роттердаме или аппарат НКВТ в довоенные годы. В октябре 1945 г. была перевернута новая страница в построении торговых отношений между двумя странами, когда в Амстердаме открылось Торговое представительство. Ретроспектива работы Торгпредства в одной из наиболее экономически развитых стран мира за 75-летний период представляется актуальной для выработки предложений по совершенствованию стратегических планов в области развития внешней торговли в части экспорта, углубления международной промышленной кооперации, ускоренной адаптации к требованиям зарубежных рынков.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

23-43 74
Аннотация

На основе новейших данных в статье исследуются количественные показатели внешней торговли товарами Европейского союза (ЕС27) с государствами, не входящими в данную экономическую группировку за последние 15 лет. Выявляются тенденции в структуре и динамике внешнеторгового оборота с точки зрения изменения роли Великобритании и США в связи с выходом Великобритании из состава Евросоюза (Брекзит) в январе 2020 г. В частности, отмечается сближение темпов роста изучаемой группы стран и повышение ее доли в импорте ЕС при одновременном сокращении удельного веса в товарном экспорте. Анализируются количественные тенденции изменения торгового баланса и ряда показателей товарной структуры. Автором идентифицируются наиболее существенные факторы, определяющие развитие товарного обмена ЕС, в том числе роль нефтяного экспорта США и антироссийских санкций. Определяются некоторые перспективные направления исследований данной проблематики с учетом результатов, полученных российскими и зарубежными учеными, включая проблемы конкурентоспособности и формирования глобальных цепочек добавленной стоимости.

44-62 66
Аннотация

Значительная роль США в мировом инновационном промышленном производстве и связанная с ним внешняя торговля высокотехнологичной продукцией требуют изучения взаимодействия между этими двумя феноменами экономического развития страны в пространственно-временном континууме. Посредством исследования динамики структурных показателей экспортно-импортных составляющих внешней торговли США промышленными товарами с высокой наукоемкостью и характера их соотношения в абсолютном выражении (сальдо) за период 1946-2019 гг., выявлены долгосрочные тенденции, определяющие ее отраслевую (в данном случае, по товарным группам) и территориальную (пространственную) структуру в глобальной системе мирохозяйственных связей. Показана взаимосвязь деиндустриализации американской экономики в целом и постоянного роста инновационного потенциала индустриального сектора хозяйства США с замедлением внешнеэкономического влияния высокотехнологичных производств страны на мировую конъюнктуру, несмотря на исторически сложившиеся конкурентные преимущества данной группы отраслей обрабатывающей промышленности и их успешное развитие на внутреннем рынке Соединенных Штатов.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

63-75 45
Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования потребительских ценностей с позиции социального конструирования реальности, а также маркетинговый подход, сформированный в соответствии с исследованиями Плехановской школы маркетинга в области возведения и предложения застройщиками потенциальным покупателям объектов первичной жилой недвижимости. Теоретические изыскания основываются на трудах классиков мировой и отечественной научной литературы, исследующих категории ценности и ценностного предложения. Проведен сравнительный анализ применения в России и за рубежом концепции первичной недвижимости с приведением конкретных практических кейсов, а также аналитических материалов международных исследовательских компаний. На основе проведенного анализа рынка недвижимости определены факторы, влияющие на формирование ценностного стимулирования продаж на рынке первичной недвижимости, применимые не только к отечественному, но и к зарубежному рынку ввиду отсутствия значимых национальных различий в девелопменте жилой недвижимости, а также возможные приемы продаж, используемые при предложении потребителям объекта недвижимости, отвечающего критериям наличия корневого ценностного предложения.

76-94 49
Аннотация

В статье в рамках выполнения базовой части государственного задания в сфере научной деятельности (проект № FSSW-2020-0009) авторами систематизированы передовые международные и отечественные практики управления конкурентоспособностью на основе сбора и анализа вторичных данных актуальных исследований за период 2015-2020 гг. Авторы уточняют, что в постиндустриальной рыночной экономике управление конкурентоспособностью предприятия предопределяется наличием конкурентных преимуществ, которые обусловливаются не продуктами предприятия, а ключевыми компетенциями, создающими ценности для потенциальных и фактических потребителей. Выделены направления создания конкурентных преимуществ зарубежными и российскими компаниями на основе ключевых компетенций, позволяющих создавать ценность для потребителей, дифференцироваться от конкурентов, обладать универсальностью для эффективного управления конкурентоспособностью предприятия. Из большого массива данных о международных и российских практиках управления конкурентоспособностью авторами были проанализированы преимущественно маркетинговые и управленческие технологии, позволяющие развивать ключевые компетенции для создания конкурентных преимуществ. Такой подход был обусловлен тем, что именно маркетинг и менеджмент как наука и практика, позволяют достичь конкурентных преимуществ за счет инновационных подходов к созданию и донесению ценностей потенциальным и фактическим потребителям на основе ключевых компетенций.

95-112 69
Аннотация

В статье рассматривается проблематика онлайн-урегулирования споров (ОУС). Анализируются сферы применения данной системы, а также основные методы, используемые для ОУС. Особое внимание уделяется аналитическому обзору международных, национальных и частных инициатив в рамках повсеместного внедрения ОУС как перспективной и современной системы альтернативного урегулирования споров (АУС). В статье дается качественная оценка текущему статусу развития ОУС в России и ЕАЭС, представлены практики, которые уже применяются российскими предприятиями в рамках данной системы. Сделаны выводы и практические рекомендации в отношении дальнейшего развития ОУС в России. ОУС - это современный инструмент для решения одной из самых острых, однако не неразрешенных проблем при ведении трансграничного бизнеса (особенно малого и среднего предпринимательства) урегулирования споров, возникающих как между поставщиками и продавцами (или операторами электронных торговых площадок), так и между данными группами лиц и потребителями в цифровой среде. Несмотря на актуальность рассматриваемого вопроса, особенно в условиях распространения COVID-19, большинство стран находятся на начальных стадиях дискуссии, а также развития национального и международного регулирования. С осторожностью к данному вопросу подходят и представители бизнеса.

113-127 43
Аннотация

В статье рассмотрен опыт цифровой трансформации банковского обслуживания в зарубежных странах с точки зрения его применения в российской практике. Исследование проводилось с помощью аналитических, экономических и статистических методов на основе законодательных нормативно-правовых актов и экономических отчетов. Рассмотрены и классифицированы новые виды операций, возникающие на основе быстроразвивающихся информационных технологий. Показано, что в разных странах темпы запуска систем быстрых платежей и других инновационных средств обслуживания клиентов, а также условия их функционирования, определяются поставленными целями и задачами, поэтому пользователям предлагается различный функционал. Практика развития мобильных банков за рубежом неоднородна. С опорой на опыт ведущих стран в этой области российские банки осуществляют самостоятельное внедрение и развитие инновационных платежных технологий. Аудитория отечественных мобильных банков в России неуклонно растет. Основной расчет, как и в зарубежных странах, делается на активного, самообразовывающегося, открытого к творческому контакту пользователя, способного не только отреагировать, но и сгенерировать новые условия взаимодействия. Расширение международного банковского сотрудничества и стандартизация подходов в сфере мобильных платежей неизбежно приведут к тому, что мобильные устройства, вытеснив наличные деньги и сократив долю банковских карт, станут играть ведущую роль в осуществлении платежей, поскольку обеспечивают сочетание гибкости и доступности.

128-137 82
Аннотация

Статья посвящена изучению активности Китайской народной республики (Китай) на мировом рынке. Целью данного исследования является изучение международного взаимодействия китайских государственных нефтяных компаний, а также идентификация специфики стратегии их поведения на рынке Казахстана. Предметом исследования выступает стратегия интернационализации, объектом исследования - китайские государственные нефтяные компании. В качестве методологии данного исследования используются сравнительный анализ, метод анализа и синтеза информации об объекте исследования, методы анализа статистических и экспертных данных. Автором на основе проведенного исследования сделан вывод об использовании экспансии. Китайские государственные нефтяные компании стремятся к развитию международного взаимодействия, прежде всего основываясь на исторически сложившихся партнерских связях. Стратегия интернационализации, преобладающая в китайских компаниях, имеет свои особенности в зависимости от страны-партнера. За двадцать с небольшим лет китайские компании уверенно закрепили свои позиции в нефтегазовой отрасли Казахстана благодаря первоначальным инвестициям в активы казахстанских компаний, в совместные проекты по разработке новых и модернизации старых месторождений, по строительству новых заводов.



ISSN 2410-7395 (Print)
ISSN 2414-4649 (Online)