МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В статье анализируется природа международных санкций в XXI в. с точки зрения политической экономии. Показано, что санкции носят деструктивный характер не только для стран - объектов санкций, но разрушительны и для вводящих эти санкции государств. Автор приходит к выводу, что основной причиной санкций традиционно выступает фундаментальный глобальный кризис, который, по сути, знаменует собой процесс изменения гегемона в мировой экономике. Именно в попытках сохранить свое лидирующее положение и не имея для этого базовых экономических и даже политических возможностей, а также ресурсов, проигрывая конкуренцию новым потенциальным лидерам, гегемон применяет такие меры, как санкции. Автор подчеркивает, что Запад, применяет все более жесткие санкции по отношению к России, которые не являются чем-то принципиально новым для нашей страны, столкнувшейся с санкционным давлением еще в начале ХХ в. В связи с этим наша страна вынуждена решать возникшие серьезные проблемы, так же как и страны-инициаторы санкций. Для поддержки национальной экономики государство использует многочисленные инструменты.
В статье анализируются факторы, движущие силы, направления и социально-экономические последствия возвратной миграции из США в КНР. Этот процесс рассматривается автором в контексте глобальных сдвигов, происходящих в современном мире. Автор формулирует теоретико-методологические подходы, позволяющие анализировать современную миграцию через призму геополитической и социально-экономической динамики. Такой контекстный подход позволяет глубже понять причины активизации процесса возврата китайских высококвалифицированных специалистов из Соединенных Штатов на родину. В условиях, когда сложившийся вариант глобализации исчерпал возможности дальнейшего развития, борьба за таланты, квалифицированные кадры, способные внести существенный вклад в превращение стран в технологических лидеров формирующихся экономико-технологических зон, становится составной частью сражения за доминирование в новом постглобальном мире. Исследуя факторы и последствия современных миграционных процессов для США и Китая, оценивая шаги, предпринимаемые китайским руководством по возвращению на родину своих соотечественников, занятых в высокотехнологичных секторах американской экономики, а также их последствия для США, автор приходит к выводу о необходимости всестороннего исследования этого опыта с целью применения его в Российской Федерации.
В течение последнего десятилетия наблюдается тенденция к цифровизации во всех сферах жизни, включая экономическую сферу. Все больше стран становятся ориентированными на развитие цифровой экономики и цифровизацию внешнеэкономической деятельности. В данной статье анализируется роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в стимулировании цифровой экономики. Цифровые многонациональные предприятия играют главную роль в привлечении ПИИ. Авторы отмечают, что развитие транснациональных корпораций характеризуется новым витком перехода к цифровой экономике, который меняет способ ведения бизнеса и ориентирует предприятия на создание и использование цифровых платформ, технологий. Цифровые транснациональные корпорации начали выходить на зарубежные рынки практически без инвестиций в физические активы. Отношение доли зарубежных продаж к соответствующей доле иностранных активов (индекс легкости ПИИ) для топ-100 цифровых транснациональных корпораций в сегменте цифровых решений растет. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются катализатором цифровой экономики. Тем не менее правительства, пытающиеся создать в стране благоприятные условия для привлечения ПИИ, должны руководствоваться стратегическими, а не тактическими национальными интересами. Государства должны поощрять инвестиции в цифровую экономику с целенаправленным подходом. Инвестиционная политика должна соответствовать конкурентным преимуществам страны – человеческому капиталу, бизнес-экосистеме, технологическим возможностям. В этой статье рассматривается случай с АСЕАН.
В статье дается анализ правил ВТО по предоставлению уведомлений (нотификаций) о мерах, связанных с регулированием торговли услугами. Рассмотрена практика выполнения этих требований членами ВТО. Отмечается, что услуги играют деноминирующую роль в мировом ВВП, поэтому от развития этого сектора во многом будет зависеть восстановление глобальной экономики в постковидный период. Автором приведены примеры национальных мер поддержки, которые не были отражены в нотификациях. Сделан вывод о том, что правила ВТО по транспарентности в части торговли услугами требуют уточнения с целью повышения уровня осведомленности членов организации о мерах партнеров.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
После распада СССР и свертывания налаженных связей все бывшие союзные республики, ставшие самостоятельными государствами, начали торговать не по внутренним (как ранее), а по мировым ценам. При этом из-за формирования и функционирования новых государственных границ (ранее внутренних) экспорт и транзит продукции в третьи страны каждой из республик бывшего СССР был осложнен. Цель исследования – выявить новые направления экспортных потоков отдельных видов продукции на постсоветском пространстве в динамике с 1995 по 2020 г. на основе данных ЮНКТАД. Методология анализа базируется на принципах системного подхода с использованием исторического, аналитического, математико-статистического и картографического методов исследования. Россия остается главным поставщиком минеральных ресурсов в республики бывшего Советского Союза, однако ее роль во внешней торговле республик снижается. В странах бывшего Советского Союза усилилась сырьевая ориентация экономики. Произошла переориентация экспорта стран на постсоветском пространстве в сторону азиатского региона. Отмечено, что на выбор партнеров по внешней торговле влияет не только географическое положение – с соседями торговать проще, но и другие факторы, в том числе особенности транспортировки разного вида продукции. Поэтому территориальная диверсификация экспорта стали, минеральных удобрений, зерна выше, чем нефти и природного газа, торговля которыми осуществляется в основном по трубопроводам. Межгосударственные территориальные споры, возникшие из-за образования новых государственных границ после распада СССР, мешают экономическому сотрудничеству. Примером сложностей во взаимоотношениях между республиками бывшего Советского Союза являются Россия и Украина, Армения и Азербайджан. В советское время между ними была тесная кооперация, сейчас она нарушена, что мешает экономическому развитию этих стран.
Современный потребитель ежегодно становится все более активным и избирательным покупателем. По данным исследования потребительского сектора, проведенного компанией Deloitte, 38% потребителей в России предпочитают посещать магазины даже в случаях отсутствия острой необходимости. Для таких потребителей важно увидеть новинки лично, изучить их и принять решение о приобретении такого товара в краткосрочной перспективе с учетом всей информации на маркировке. В значительной степени на потребительский сектор влияют глобальные тренды, отражающиеся на внутреннем потреблении в связи с их популярностью среди покупателей за счет продвижения через социальные сети в контексте здорового образа жизни и поддержки производителей и ретейлеров через выпуск и заведение трендовых товаров в производственную и ассортиментную матрицы. Соответственно, кондитерские товары в целом и шоколад как значимый продукт в объеме выручки отрасли за счет стоимости, становятся одной из наиболее изучаемых потребителями товарных категорий. Это связано с инновациями внутри категории и влиянием потребления калорийных продуктов на здоровье и внешний вид потребителя.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современное энергетическое сотрудничество России и Китая является взаимовыгодным и взаимодополняемым: Китай вкладывает финансовые средства в реализацию российских энергетических проектов, а Россия в свою очередь поставляет свои энергетические ресурсы Китаю, удовлетворяя потребности обеих сторон. В настоящей статье оценивается вклад Китая в развитие электроэнергетики России на основании разбора запланированных и уже реализованных проектов инвестиционного сотрудничества Китая на территории России в сфере возобновляемой энергетики, среди которой солнечная, ветровая и гидроэнергетика, а также в области тепловой и атомной энергетики. Вместе с тем внимание уделяется и объемам инвестирования в конкретные проекты, и степени участия в уставном капитале компаний-партнеров. По результатам оценки делается вывод о высокой заинтересованности Китая в реализации электроэнергетических проектов на территории России. Особенно Китай рассчитывает на взаимное сотрудничество в сфере возобновляемой энергетики, а именно в секторе строительства солнечных, ветровых и гидростанций с целью решения климатического вопроса. При этом КНР не отрицает важности развития отношений в сфере нефти и газа.
На сегодняшний день основу экспорта из России составляют товары топливно-энергетической группы. В связи с нестабильностью цен на рынках нефти и газа, а также с распространяющейся в мире политикой внедрения экологически чистых источников энергии, возникает необходимость диверсификации российского экспорта и его смещение в сторону несырьевых товаров. Ключевой задачей, поставленной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным перед правительством Российской Федерации, является обеспечение прорывного роста экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе достижение к 2030 г. 70% доли товаров несырьевого сектора в общем объеме экспорта из России. Автором рассмотрены топ-20 групп товаров верхнего передела, экспортируемых Россией на мировой рынок, а также перечни товаров верхнего передела, поставляемых в страны ЕАЭС, БРИКС, даны сравнения общемирового экспорта России с поставками в страны ЕАЭС и БРИКС. Посредством применения индекса Баласса дана оценка сравнительного преимущества России по товарным позициям, определенным автором в качестве приоритетных для первичного выпуска на новые рынки. Сделаны выводы о наличии у России перспектив экспорта товаров верхних переделов на новые рынки, определены товарные группы, экспорт которых может быть расширен.
В связи с тем, что увеличение миграционных потоков усиливает их влияние на различные направления в мировой экономике, все большую актуальность приобретают вопросы регулирования данных потоков с помощью миграционной политики, а также обеспечения экономической безопасности и общей национальной безопасности государства. Поэтому в современных реалиях миграционные вопросы рассматриваются в контексте безопасности государства. Это в большей степени связано с нелегальной составляющей миграции, которая несет в себе прямые риски, не только связанные с финансовой и экономической безопасностью, но и с политической стабильностью. В Российской Федерации актуальным остается вопрос, касающийся нелегальной иммиграции и незаконной трудовой деятельности легальных иммигрантов, что в свою очередь влияет на рост теневой экономики и ее финансовую инфраструктуру (неформальные системы денежных переводов). Укрепление неформальной финансовой инфраструктуры влечет за собой увеличение рисков отмывания денег и финансирования терроризма. В связи с этим вышеперечисленные аспекты в данной статье рассматриваются комплексно и исследуются как с экономической, так и социально-политической точек зрения.
ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность статьи обусловлена тем, что цифровая трансформация сегодня распространилась практически на все сферы экономики. В условиях сильной конкуренции различные предприятия и организации внедряют в свою работу информационные технологии для повышения производительности и быстрого и эффективного решения поставленных перед ними задач. Эффективная работа таможенных органов во всех странах мира невозможна без цифровизации. Таможенные информационные технологии становятся инструментом ускорения и упрощения прохождения таможенных процедур, а также средством повышения эффективности мероприятий, связанных с проведением таможенного контроля. Внедрение инноваций в любой процесс, как правило, сопряжено с определенными рисками. В статье автором проанализированы проблемные аспекты в деятельности таможенных органов, связанные с внедрением и использованием цифровых технологий. На основании проведенного анализа выделены перспективные пути решения существующих проблем. Реализация данных направлений не только позволит достичь высокого уровня развития информационных таможенных технологий, но и сделает нашу страну привлекательнее для международного бизнеса в силу упрощения и ускорения прохождения таможенных процедур, а также будет способствовать развитию цифровизации таможенных органов в соответствии с международными рекомендациями.
Система тарифных преференций является ключевым инструментом воздействия на внешнеторговую деятельность в части таможенно-тарифного регулирования. Возможность контроля объемов ввозимых товаров, уровня их конкурентоспособности на внутреннем рынке, а также влияние на размер уплачиваемых таможенных платежей, обусловливают необходимость оптимизации действующей системы тарифных преференций с учетом возникающих вызовов в сфере внешнеторговой деятельности. В статье рассматриваются основные механизмы предоставления тарифных преференций в ЕАЭС, проводится анализ их функционирования с учетом изменений в действующем законодательстве, а также предлагаются мероприятия по преодолению текущих проблем применения системы тарифных преференций исходя из важнейших стратегических задач стран ЕАЭС. В этом ключе особую актуальность имеют вопросы трансформации Единой системы тарифных преференций в части дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин при срабатывании тарифной преференции, списка преференциальных товаров, а также повышения эффективности таможенного контроля данной сферы. В текущих условиях важнейшими задачами развития преференциальной торговли являются, с одной стороны, укрепление связей с ключевыми внешнеторговыми партнерами путем предоставления экономических преимуществ во взаимной торговле, с другой стороны, защита национальных производителей от излишней иностранной конкуренции. Соответственно, оптимизация системы предоставления тарифных преференций позволит государствам – членам ЕАЭС более эффективно выстраивать свою внешнеторговую политику с третьими странами.
В данной статье анализируется современное состояние института уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) в рамках Евразийского экономического союза с учетом выявленных актуальных проблем таможенного регулирования этой сферы. Актуальность темы исследования заключается в повышении роли уполномоченных экономических операторов как инструмента либерализации и упрощения таможенных процедур, а также налаживания сотрудничества между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. Cложившиеся отношения в области функционирования института УЭО в Евразийском экономическом союзе еще не достигли своего совершенства, в связи с чем вопрос развития этого института в рамках Союза приобретает особое значение. Цель исследования – выработка мер оптимизации деятельности института уполномоченного экономического оператора в ЕАЭС. В этой связи было дано определение термина «уполномоченный экономический оператор» и проанализированы тенденции развития института УЭО в мировой практике. В ходе анализа была рассмотрена внешнеторговая деятельность АО «Фирмы «Август», имеющей статус уполномоченного экономического оператора со свидетельством третьего типа, а также выявлены основные преимущества, получаемые компанией в рамках статуса УЭО. Автором выявлены проблемные аспекты таможенного регулирования деятельности УЭО в ЕЭАС, в том числе в части применения специальных упрощений предложены пути их решения и намечены перспективные направления дальнейшего развития.
ISSN 2414-4649 (Online)