МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В статье анализируются направления и экономические последствия иммиграционной политики, проводимой администрацией Байдена в контексте глобальных сдвигов, происходящих в современном мире, а также с учетом особенностей развития внутриполитической ситуации в стране. Сегодня мы все чаще говорим о переходном состоянии всей глобальной системы общественных отношений, о ситуации мироперехода, переживаемой человечеством, что находит свое отражение в нестабильности современного мира, в испытываемом социумом состоянии всеобщей неопределенности. Усиливающийся хаос, неизбежно сопровождающий процесс разрушения старого порядка вещей – институтов, механизмов взаимодействия, акторов, постепенно захватывает даже страны, в стабильности ситуации в которых сомнения раньше не возникали. Картина нарастающей зыбкости устоев общественного существования наблюдается сегодня и в США, еще недавно бывших единственным и безусловным мировым экономическим и политическим лидером. Ситуация, складывающаяся сегодня и в стране, и в мире, вряд ли позволит новому американскому президенту игнорировать реалии жизни, в том числе экономические, полностью находясь в плену чисто идеологического дискурса. Собственно, так уже и происходит.
По оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, перспективы экономического восстановления в мире в начале третьего десятилетия в целом улучшились, но значительно различаются по странам; во многих секторах сохраняются риски нестабильности. После пандемического стресса и экономических ограничений в текущем году ожидается увеличение мирового валового продукта, а темпы его роста в странах «Большой двадцатки» будут превышать среднемировые. Сферы туризма, других видов услуг, пострадавших в наибольшей степени, остаются в зоне риска. Динамика товарной торговли показывает возвращение к допандемическому уровню. Восстановление экономики в Соединенных Штатах прогнозируется выше, чем в странах еврозоны и в Великобритании. Одновременно продолжается существенный рост бюджетной помощи в борьбе с последствиями коронавируса, что, по предварительным оценкам, приведет к дальнейшему увеличению дефицита федерального бюджета и государственного долга США. Во многих странах, включая развитые, доходы останутся ниже ожидаемого до пандемии уровня, а государственные расходы на поддержку населения и экономики – выше.
Статья посвящена актуальной теме – исследованию развития Республики Уганда в социальном и экономическом аспектах. Целью статьи является анализ основных тенденций социально-экономического развития Республики Уганда в XXI в. с упором на внешнеторговые процессы, а также их роли в общехозяйственных и гуманитарных процессах. Анализ осуществлялся на основе данных международной статистики ЮНКТАД, других первичных источников, таких как Национальное министерство финансов, планирования и экономического развития, Национальный совет по народонаселению Уганды и др. за 20002019 гг., а также за более ранние периоды (с 1970 г.) и 2020 г. для обеспечения сопоставимости полученных данных. Автор приходит к выводу о том, что в социально-экономическом развитии Уганды, наряду с явными успехами – устойчивым ростом ВВП, развитием ведущих сегментов экономики, инфраструктуры, человеческого капитала – сохраняются серьезные проблемы и дисбалансы, решение которых лежит в плоскости международного сотрудничества, прежде всего в научно-технической и интеграционной сферах. Будучи членом интеграционного объединения Восточноафриканского сообщества, Уганда активно взаимодействует на региональном уровне по ряду направлений (экономическому, инфраструктурному, образовательному), что повышает устойчивость и стабильность страны.
Израиль является одной из наиболее благоприятных стран для ведения предпринимательской и инновационной деятельности с самым большим количеством стартапов на душу населения. В статье проанализирована культура создания стартапов, сложившаяся в Израиле в результате государственной политики, направленной на развитие венчурного капитала и привлечение в страну иностранных ТНК. В рамках данной культуры стартап-проекты в большинстве случаев создаются с целью активного привлечения средств и их скорейшей продажи иностранным компаниям для извлечения прибыли. Однако данная модель создает угрозу для стабильности экономики в долгосрочной перспективе. В стране наблюдается нехватка крупных компаний, способных осуществлять внутренние инвестиции. Более того, происходит утечка из страны наиболее востребованных и прогрессивных технологий. Внимание в большей степени уделяется количеству новых стартапов и размеру их капитализации, а не укоренению внутри страны. В результате Израиль характеризуется одним из самых низких показателей уровня освоения технологий среди развитых стран. Для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности необходимы реформы, направленные на удержание интеллектуальной собственности внутри страны и ее внедрение в отрасли национальной экономики.
В статье исследуются потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) за период с 2010 по 2020 г. Анализируются источники поступления капиталов, их структурные составляющие, а также распределение привлеченных инвестиций по отраслям экономики стран-реципиентов. Приводятся количественные показатели притока и оттока ПИИ по отдельным странам и в целом по региону с выделением общих трендов. Подчеркивается тенденция снижения объема привлеченных ПИИ в ЛАКБ. Делается вывод о том, что уменьшение прямых иностранных инвестиций в странах Южной Америки подтверждает прямую зависимость притока ПИИ от макроэкономических условий и колебаний мировых цен на сырье. Фиксируются изменения в подходах транснациональных корпораций по инвестированию капиталов за рубеж в условиях пандемии COVID-19 в пользу их локального или приграничного использования. Дается оценка действиям властей государств региона по привлечению иностранных инвестиций. Исследуется ситуация в области неурегулированных инвестиционных споров с участием стран региона и ее влияние на инвестиционную привлекательность. Отдельно рассматривается роль китайских ПИИ в регионе, в том числе их эффективность в политическом плане.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
В статье дается анализ целей и императивов торговой политики Республики Корея до пандемии COVID-19 и с учетом ее последствий. Торговая политика страны основана на необходимости синхронизации интересов государства, крупного, малого и среднего бизнеса. С этой целью создана система разделения полномочий в сфере торговой политики и дипломатии, зарекомендовавшая себя как весьма эффективная. Несмотря на положительную динамику экспорта страны, ситуация с COVID-19, усилившая тенденции протекционизма в международной торговле, подчеркнула хроническую структурную проблему торговли Республики Корея, – зависимость от ограниченного числа контрагентов и товаров. Задача противодействия протекционизму вместе с необходимостью диверсификации товарной и географической структуры экспорта предполагает два направления работы: укрепление промышленной структуры, способной производить конкурентоспособные товары, и расширение сети соглашений о свободной торговле. Необходимость оперативного решения логистических проблем, влияние глобальных трендов цифровизации и декарбонизации заставляют Корею опираться на идею стимулирования свободной торговли. Руководство страны продолжает критиковать протекционизм, следуя идее сбалансированного использования двусторонних и многосторонних инструментов либерализации.
Статья посвящена теме, существенно актуализировавшейся в последние 5 лет, – исследованию древнего Великого шелкового пути как исторического предшественника китайской инициативы «Один пояс – один путь». Эта инициатива вовлекла в свою сферу десятки стран на всех континентах. Многие из них продолжают задаваться вопросом об эффективности этого проекта для Китая, других стран, мировой экономики и торговли в целом. Целью статьи является исследование глубоких исторических корней и их значимости для социально-экономической эволюции с упором на внешнеторговые аспекты для общехозяйственных и гуманитарных процессов. Показана историческая объективность и обоснованность как древнего Шелкового пути, так и современной инициативы «Один пояс – один путь». Автор приходит к выводу о том, что древний Великий шелковый путь сыграл определяющую роль в социально-экономическом развитии Китая и других стран вдоль пути и наряду с этим обеспечил возможность межцивилизационной коммуникации, что в совокупности имеет крайне важное значение в условиях современного нестабильного мира. В статье применялись следующие методы исследования: историко-экономический анализ, индукция и дедукция, анализ и синтез.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается, как трансформирующаяся картина мира и изменяющийся баланс политических сил евразийского пространства влияют на российскую экономическую безопасность. Авторы оценивают это влияние прежде всего в свете изменений геополитической обстановки в мире, когда в противовес экономическому и политическому доминированию Запада был выдвинут концепт полицентричного мира. Санкции со стороны западноевропейских государств и их последствия придали определенный импульс развитию российской экономики и движению ее в направлении преодоления зависимости от импорта. Данный вектор национальной экономики в свою очередь оказал существенную поддержку России в условиях пандемии COVID-19. Признавая, что в настоящее время оценки того, насколько российская экономика преодолела последствия коронавирусного кризиса, объективны лишь условно и многое зависит от актуальной информационной политики, в статье приводятся данные крупнейших международных организаций и агентств о влиянии пандемии на экономический рост России, развитых стран и стран ЕАЭС. Рассматривая события на южных рубежах постсоветского пространства, ухудшившие региональную безопасность, авторы определяют позицию России в ее отношениях с Центрально-Азиатскими республиками, а также приоритеты в развитии евразийской интеграции для обеспечения своей национальной безопасности.
В статье представлен анализ внешней торговли Российской Федерации и Европейского союза в XXI в., особенно в части российского экспорта в ЕС. Цель статьи – исследовать динамику и структуру экспорта Российской Федерации и выявить как абсолютные и относительные, так и количественные, и качественные изменения в этом процессе. Автор приходит к выводу о том, что ЕС как рынок для российских товаров, сохраняя в целом традиционно высокую степень значимости, становится все более нестабильным и поэтому все менее привлекательным. Роль ЕС в качестве ведущего российского партнера по экспорту имеет тенденцию к сокращению под влиянием целого ряда факторов, в значительной степени объективных для России, но не всегда и не в полной мере являющихся таковыми для ЕС. В современных условиях происходит постепенная трансформация товарной структуры российского экспорта в ЕС в сторону снижения удельного веса сырьевых товаров. Исследование проводилось за период 1995–2019 гг. на основе данных международной статистической базы ЮНКТАД для обеспечения достоверности и сопоставимости данных, а также с использованием данных Европейской комиссии и Федеральной таможенной службы России. В процессе исследования автором применялись следующие методы: аналитический, статистический, метод научной абстракции, индукции, а также метод визуализации.
Интерес к теме агропродовольственного экспорта обусловлен инвестиционной активностью в сельском хозяйстве после 2014 г. и, как следствие, положительной динамикой основных показателей развития отрасли. Экспорт продовольствия из России с начала 2000-х гг. вырос более чем в 15 раз, а его покупателями являются десятки стран по всему миру. В то же время имеются структурные и региональные особенности, которые указывают на ограниченность достигнутых результатов во внешней торговле, притом что российский агропродовольственный экспорт растет только за счет трех категорий товаров (злаки, растительное масло и рыба) с более низкой добавленной стоимостью, чем у продовольственных товаров верхнего передела. Отмечается, что несмотря на большое количество стран-импортеров, только немногие из них приобретают значительные объемы российского продовольствия. Целью исследования является количественная оценка региональных различий вовлеченности территории в экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Проведенная оценка показала, что большая часть регионов России недостаточно вовлечена во внешнюю торговлю, в связи с чем более половины всего экспорта продовольствия осуществляется за счет нескольких регионов, которые имеют крупный морской порт и занимаются производством одного из трех основных продовольственных товаров. По результатам оценок представлена типология регионов России по критерию вовлеченности в российский экспорт продукции АПК с учетом характеристики экспортируемой продукции (верхнего, среднего или нижнего переделов). Полученные результаты позволяют оценить экспортную активность агропромышленного сектора регионов и потенциал ее наращивания в перспективе. Для расчета динамики и регионального распределения экспорта продовольственных категорий товаров из России была использована база данных ФТС России (коды ТН ВЭД 01-24). В статье также были произведены расчеты индекса Баласса и индекса диверсификации экспорта, видоизмененные для целей анализа вовлеченности российских регионов в экспорт продукции АПК.
Производство зерна определяет стабильное функционирование продовольственного рынка и экономическую безопасность России. Авторами дана оценка результатов анализа выращивания и реализации зерновых культур в Российской Федерации, показана динамика российского зернового рынка и определены перспективы его развития по сравнению с мировыми производителями зерна. Выявлено снижение зависимости данного рынка от негативного воздействия внешних факторов. Отмечено, что внутренний спрос на зерновые культуры имеет тенденцию к снижению, притом что экспортный остается на высоком уровне. В связи с этим усиливается роль зерна как стратегического экспортного товара для Российской Федерации, что оказывает существенное влияние на экономику в целом и бюджет Российской Федерации в частности. При этом правительство Российской Федерации использует различные механизмы регулирования цен на зерновые культуры, такие как сдерживание экспорта зерна тарифными квотами. В статье также представлены данные по объемам мирового производства зерна за последние десять лет, проанализирована структура производства по видам зерновых культур. На основании приведенных прогнозов ФАО и Международного совета по зерну (IGC) в отношении производства и потребления зерновых в мире в последующие два года авторы предполагают рост экспортного потенциала России, в первую очередь пшеницы. В исследовании были применены общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, индукция.
ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях развития механизма «единого окна» в России в статье проанализирован зарубежный опыт его применения. Анализ зарубежного опыта разработки и внедрения механизма «единого окна» показал, что упрощение процедуры таможенного контроля не только в ЕАЭС, но и во многих странах мира, свидетельствует об эффективности такого механизма с точки зрения документального контроля в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки. Установлено, что все уполномоченные государственные контролирующие органы зарубежных стран используют единую платформу для получения и обработки данных о товарах и участниках ВЭД, что и позволяет связать работу таких государственных органов в целостную систему. Такими платформами являются DAKOSY (Германия), PortNet (Финляндия), UNI-PASS (Республика Корея), TradeXchange (Сингапур) и ORBUS (Сенегал). Отмечено, что внедрение механизма «единого окна» во всех зарубежных странах осуществлялось поэтапно. Кроме того, для создания такого механизма со стороны государственно-частного партнерства выделялось значительное финансирование. Выявлены проблемы, препятствующие развитию механизма «единого окна» в ЕАЭС. Выработаны направления развития механизма «единого окна» с учетом зарубежного опыта. В частности, предложена модель информационного взаимодействия в рамках «единого окна» Российской Федерации.
ISSN 2414-4649 (Online)