МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Целью нашего исследования стал анализ рисков пандемии нового коронавируса, оказывающих влияние на динамику современной мировой экономики, а также оценка соответствующих последствий и рисков, которые приведут к формированию новой модели организации взаимодействий в международной торговле, осуществлению прямых иностранных инвестиций и пересмотру детерминант глобального экономического роста. Характер воздействия нынешней пандемии на сложившуюся систему международных экономических отношений, в отличие от предыдущих глобальных кризисов, является беспрецедентно жестким, что обусловило ряд противоречий в развитии глобальных цепочек создания стоимости, потоков международной торговли, трансформацию условий внешнего финансирования. Автор полагает, что важнейший вызов пандемии – не только в восстановлении экономики и экономической активности, удержании темпов роста производительности труда, но и в предотвращении роста неравенства в формировании возможностей управления глобальными рисками и дисбалансами. Тенденции к локализации международной торговли и репатриации глобальных цепочек создания стоимости выступают в виде риска существенного замедления международного обмена, что противоречит канонам и стратегиям развития внешнеэкономических связей тех стран, которые обеспечили свой экономический рост за счет расширения участия в международной торговле и привлечения прямых иностранных инвестиций. По мнению автора, новая волна международного экономического сотрудничества стран способна дать новый импульс международной торговле, движению капитала и динамике экономической мобильности.
С внешней повесткой экономической политики новой президентской администрации Дж. Байдена связывают определенные ожидания смягчения протекционистских мер, иных ограничений в торгово-экономическом взаимодействии Соединенных Штатов с другими странами. Меры по борьбе с «недобросовестными практиками», в том числе с нарушениями прав интеллектуальной собственности, условиями трансферта американских технологий иностранным компаниям остаются в фокусе политики Соединенных Штатов. Применение Соединенными Штатами торговых ограничений в конце второго десятилетия затронуло не только значительную часть товарного импорта, но и проявилось в усилении экспортного контроля. Накопленный объем повышенных тарифов в сочетании с новыми элементами экспортного контроля США могут оказывать сдерживающее влияние на развитие международной торговли, восстановление экономического роста. Вступление в силу (в 2020 г.) Закона о реформе экспортного контроля в Соединенных Штатах стало основой для нового этапа ограничительных практик, охватывающих экспорт, реэкспорт продукции и технологий из Соединенных Штатов, с целью предотвращения доступа к новейшим американским технологиям, которые могли бы быть использованы в других странах. Совершенствование системы экспортного контроля, иных ограничений рассматривается в Соединенных Штатах как инструмент обеспечения национальной безопасности, укрепления своих позиций в мире и торможения развития соперников.
Прогнозы экономического развития на ближайшие годы при всех различиях содержат высокую степень неопределенности, связанную с развитием эпидемиологической ситуации, вероятностью возвращения к карантинным мерам, их влиянием на деловую активность. Падение рейтинга США как мирового лидера началось еще до пандемии, которая может усилить эту тенденцию с учетом широкого распространения заболеваемости в стране, неустойчивости экономического восстановления. По итогам 2020 г., в наиболее значительной степени рейтинг первенства Соединенных Штатов в мире снизился в странах Европы. По предварительным оценкам ОЭСР, снижение роста реального ВВП в Соединенных Штатах ожидается на уровне среднего значения для стран ОЭСР: больше, чем в Японии, но меньше, чем в Великобритании, Италии, Франции. Тем не менее, по прогнозам, при сокращении уровня безработицы в 2021 г. (относительно предыдущего года) он останется значительно выше, чем до пандемии коронавируса, существенно различаясь по регионам и группам населения.
Статья посвящена анализу мировой индустрии видеоигр. Рассмотрена структура игровой индустрии, которая включает в себя производителей из разных стран мира. В результате проведенного исследования показано неоднозначное влияние пандемии COVID-19 на мировую индустрию видеоигр. Выделены пострадавшие от введения карантинных мер и самоизоляции подразделения мировой индустрии видеоигр: отмена или перенос на 2021 г. игровых выставок, соревнований, конференций. Среди положительных изменений можно выделить рост объемов продаж видеоигр, увеличение количества пользователей и, соответственно, количества часов игр онлайн. При проведении исследования использовались такие общенаучные методы, как анализ, синтез, классифицирование, исторический. Количественный метод был использован для анализа динамики экономических показателей мирового рынка видеоигр. Графическое представление позволило визуализировать полученные данные. Источником информации при проведении исследования послужили монографии и статьи зарубежных и отечественных ученых, данные аналитических агентств в сфере видеоигр в мире, интернет-ресурсы, специализирующиеся на анализе рынка и потребительском поведении, аналитические данные Всемирного экономического форума и др. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе игровой индустрии, который не проводился ранее, в беспрецедентных условиях пандемии COVID-19.
Вопрос сверхэксплуатации в развивающихся странах в эпоху глобальных цепочек стоимости (ГЦС) напрямую связан с вопросом о взаимосвязи экономического и социального продвижения стран в ГЦС. Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена узкой ее представленностью в научном поле, сохранением низкого уровня жизни рабочей силы в развивающихся странах несмотря на рост производительности труда и переход к производству товаров с более высокой добавленной стоимостью. В данной статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются низко- и среднеквалифицированные работники развивающихся стран: крайне низкий уровень оплаты труда, социальная незащищенность и гендерное неравенство. Часто причиной консервации такого положения становится низкая цена товаров, которую устанавливают компании-покупатели, контролирующие ГЦС. Международные организации и СМИ систематически привлекают внимание общественности к данной проблеме, что привело к усилению контроля за условиями труда со стороны головных компаний ГЦС. Тем не менее во многих отраслях положение работников все еще остается неудовлетворительным, что указывает на недостаточность принимаемых в этом направлении мер. По мнению автора, значительное улучшение условий труда затруднительно без участия от-раслевых и межотраслевых профессиональных союзов работников.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Заключение двусторонних соглашений о свободной торговле (ССТ) в XXI в. продолжает оставаться важным направлением развития международных экономических отношений. Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также включились в эти процессы, заключив ССТ с Вьетнамом, Ираном, Сингапуром и Сербией. Евразийская экономическая комиссия инициировала изучение целесообразности подписания ССТ с очередными партнерами: Индонезией и Монголией. Данная статья посвящена обсуждению вероятных последствий заключения ССТ с Индонезией. Авторы анализируют сходства и различия экономик этих стран и меру их взаимодополняемости. Проведен обзор структуры и некоторых тенденций взаимной торговли. Даются оценки возможных количественных эффектов либерализации торговли товарами между тремя ключевыми странами ЕАЭС (Россией, Беларусью, Казахстаном) и Индонезией. Использованы модель частичного равновесия SMART (из инструментария WITS) и расчеты бюджетных потерь в случае взаимного обнуления ввозных пошлин на основе базы данных Международного торгового центра (Trademap.org). Рассчитаны вероятные последствия либерализации для основных секторов взаимной торговли. Сделаны выводы относительно экономической целесообразности либерализации торговли товарами между ЕАЭС и Индонезией.
Статья посвящена изучению общих и особенных характеристик состояния и государственного регулирования сельского хозяйства трех стран Восточной Азии: Китая, Японии, Южной Кореи. Определено наличие целого ряда исторически сложившихся схожих черт, связанных с азиатским способом производства, малоземельем, высоким уровнем зависимости от импорта продуктов питания, стремительной урбанизацией и высокой плотностью многочисленного населения. Тема продовольственной безопасности весьма актуальна для всех трех стран. Компаративный анализ позволил выявить и конкретизировать ряд важных различий в процессе и итогах модернизации сельского хозяйства трех стран, в том числе в части уровня и скорости технико-технологического развития, внутренней государственной поддержки сельского хозяйства, внешнеторговой политики, изменений сальдо торгового баланса по сельскохозяйственным товарам, включенности стран в импорт ГМ-семян и производство органических продуктов питания, позиций в рейтингах индекса глобальной продовольственной безопасности. Сделан акцент на вопросах коммерциализации биотехнологических культур и стратегии Китая, направленной на будущее мировое доминирование в сфере аграрной науки и технологий. Используя механизм международных корпоративных слияний и поглощений, китайская компания с государственным участием вошла в пятерку мировых лидеров по производству ГМ-семян и ИТ-платформ для ведения точного земледелия.
В настоящей работе проводится анализ процессов цифровизации в АСЕАН, определяется стратегия цифровизации для интеграционного блока, приводится релевантная динамика показателей уровня цифровизации. Анализ цифровых индикаторов выявил стремительно растущий уровень распространения информационно-коммуникационных технологий и динамичное развитие цифровой экономики в целом. Несмотря на цифровой потенциал АСЕАН, остается ряд проблемных вопросов, таких как государственное регулирование, защита от цифрового мошенничества, защита прав интеллектуальной собственности. Успешной инициативой для развития уровня диджитализации в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут стать разработка соответствующих правовых рамок, развитие транспортной инфраструктуры, использование инструментов государственно-частного партнерства и бюджетных стимулов. Для лидерства в цифровой гонке для стран – членов Ассоциации целесообразным представляется организация учебных тренингов, создание рабочих мест в цифровых отраслях, развитие проектов социального воздействия(social impact bonds, SIB), создание глобальной цифровой экосистемы.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании проведенного исследования датских мультинациональных компаний было выявлено, что для организации их работы характерны стратегии расширения и выхода на зарубежные рынки посредством открытия производств. Причиной этому малый размер внутреннего рынка Дании, большой спрос на продукцию компаний за рубежом, особенности географического положения. Российский рынок содержит в себе много возможностей для датских компаний по увеличению клиентской базы, улучшению каналов сбыта, выгодного размещения производства как за счет географического и экономического положения (возможность беспошлинной транспортировки товаров внутри ЕАЭС), так и за счет доступа к ресурсам. В то же время российская сторона заинтересована в притоке прямых иностранных инвестиций, появлении новых рабочих мест, особенно в удаленных районах страны, изучении и внедрении новых методик руководства и организации производства. Немаловажным фактором выступает наличие особых экономических зон, преимуществами которых может воспользоваться иностранная компания. В данной статье рассмотрены бизнес-проекты, которые могли бы быть перспективны в условиях санкционных ограничений и выгодны обеим сторонам. Особое внимание в статье уделено фармацевтическому сектору, логистическим услугам, энергетической сфере.
ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современной мировой торговле доля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, возрастает из года в год. Это можно объяснить прежде всего тем, что наиболее развитые страны предпочитают экспортировать высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, при производстве которой используются самые современные технологии. Таким образом, интеллектуальная составляющая стала одним из основных компонентов в цене товаров потребительского рынка. Параллельно росту товарооборота увеличивается объем контрафактной продукции, совершенствуются механизмы фальсификации, возникают новые проблемы в отношении охраны объектов интеллектуальной собственности в условиях чрезвычайных ситуаций. Все эти проблемы требуют своевременного решения. Именно поэтому контроль за перемещением таких товаров, а также правильное определение их таможенной стоимости становится одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации. Эти факты определяют актуальность темы статьи. В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся контроля за товарооборотом товаров, перемещаемых и реализуемых с нарушением прав правообладателей, а также их таможенной стоимости, которая в последующем отражается на сумме таможенных платежей, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Определены механизмы совершенствования контроля таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
ISSN 2414-4649 (Online)