МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В статье рассматриваются долговременные тренды в мировой экономике и международной торговле, новые вызовы для глобального развития, включая цифровизацию и сервисификацию экономики, торговые войны и усиление геополитической напряженности в мире. Проведен анализ среднесрочных перспектив развития мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры, показаны особенности экономической ситуации в крупнейших странах и объединениях – США, ЕС, Китае, Индии. Беспрецедентное по масштабам торгово-экономическое противостояние США и Китая значительно усилило неопределенность на глобальном рынке и спровоцировало взрывной рост торгового протекционизма, дестабилизировало устои современного мирового экономического порядка. Долгосрочные структурные сдвиги в международной торговле будут связаны с увеличением доли услуг и расширением ассортимента торгуемых услуг благодаря цифровизации, в мировой энергетике – с превращением США в одного из крупнейших нетто-экспортеров энергоресурсов и формированием высококонкурентного глобального рынка газа за счет кратного роста экспорта сжиженного природного газа (СПГ) и диверсификации его поставщиков. Практически во всех сценариях будущего преобладают понижательные риски и стратегические неопределенности, что повышает запрос на многовекторность в политике и диверсификацию во внешнеэкономической деятельности.
США на протяжении последних лет занимают лидирующую позицию в мире с точки зрения привлекательности для иностранных инвесторов во многом благодаря политике благоприятствования иностранным инвестициям и отсутствию значительных ограничений для входящих ПИИ. На текущий момент США пытаются найти баланс между открытостью для иностранных инвестиций и необходимостью решения проблем в области экономики и национальной безопасности. В 2018 г. в результате принятия Закона «О модернизации оценки рисков иностранных инвестиций» были значительно расширены полномочия Комитета по иностранным инвестициям США и ужесточены требования к заключаемым сделкам, в частности контроль и проверка на соответствие требованиям национальной безопасности. Ограничения на исходящие инвестиции со стороны Китая, а также ужесточение требований со стороны США существенно снизили приток ПИИ из Китая в США, особенно в высокотехнологичных отраслях и инфраструктурных проектах. Между тем объем прямых инвестиций США в Китай остается стабильным в течение последних нескольких лет. Кроме того, в Соединенных Штатах действуют отраслевые ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале энергетических, телеи радиовещательных, транспортных компаний, а также банков. Инвестиционные связи между двумя странами, по мнению самих участников сделок, несмотря на политические и торговые противоречия остаются достаточно тесными.
Возрастающее политическое и экономическое влияние Китая на развитие международных экономических отношений при сохранении относительной закрытости китайской экономики и нежелании КНР предоставлять доступ на национальный рынок на принципах взаимности становится важной темой научных и общественных дискуссий среди западных и российских ученых. Цель исследования – проанализировать взгляды современных ученых на усиление мирового влияния КНР как нового политического игрока и выявить возникающие в связи с этим противоречия во внешнеэкономической сфере. Методологическую основу статьи составляют общенаучные приемы анализа и синтеза, методы обобщения и сравнения, исторический и логический подходы к рассматриваемым явлениям, что позволяет выявить противоречия и обозначить проблемы, с которыми может столкнуться Россия в связи с расширением глобальной экономической экспансии КНР. Авторами обосновывается необходимость использования опыта зарубежных стран по защите своих национальных интересов в сфере создания механизмов отбора зарубежных инвестиций, способных оказывать негативное влияние на экономику как принимающей страны, так и стран, входящих в интеграционные соглашения. В статье даются практические рекомендации для России, касающиеся построения взаимовыгодного эффективного инвестиционного сотрудничества с КНР.
Для анализа зарубежного и российского опыта в части логистических решений в организации парковочного пространства для личного транспорта в мегаполисах мира было проведено поисковое исследование. В качестве основного метода использовался контент-анализ информации. Были применены два основных подхода к контент-анализу: формализация, т. е. наличие однозначных правил для выявления искомых характеристик содержания, и статистическая значимость, т. е. интересующие нас элементы должны встречаться с достаточной для исследования частотой. Начиная с 2007 г. численность населения крупных городов неуклонно растет. По прогнозам Worldstats к 2030 г. население 25 крупнейших наиболее быстро растущих городских агломераций увеличится еще на 113 млн человек. Основная проблема развития крупных городов – как уместить увеличивающееся население в ограниченные рамки мегаполисов, а также как на ограниченных территориях организовать жилое и общественное пространство, включая парковочные места.
Скандинавские страны являются одними из наиболее успешных стран мира в части развития, внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что подтверждается рядом международных рейтингов в области цифровизации национальных экономик. Данное исследование направлено на выявление факторов, которые позволили данным странам занять достаточно высокие позиции в трех международных индексах: Индексе развития электронного правительства ООН, Индексе цифровой эволюции и Глобальном индексе сетевого взаимодействия. Автором было установлено, что основным фактором успешности развития сектора ИКТ в странах Скандинавии являются правительственные программы и стратегии в сфере цифровизации национальной экономики, направленные на цифровизацию государственного сектора, поддержку частных компаний при строительстве инфраструктуры и расширение доступности новейших стандартов мобильной связи и Интернета для населения. В заключение автор отмечает, что успешный опыт Скандинавских стран в части развития и использования информационно-коммуникационных технологий может быть актуален для использования в условиях как российской экономики, так и многих развитых стран.
В статье рассматривается влияние глобальных производственно-сбытовых цепочек на экономическое развитие стран. Либерализация торговли сделала Мексику одной из ведущих стран мира с производственной экономикой и привлекательным рынком для ПИИ. Тем не менее Мексика продолжает испытывать трудности из-за неравномерного развития секторов экономики, низкого уровня расходов на НИОКР, отсутствия достаточной координации в подготовке и применении работы квалифицированных кадров, а также уровня оплаты труда. Ключевыми аспектами современной экспортной ориентации Мексики и ее прочной связи с региональными международными производственно-сбытовыми цепочками являются программы промышленного развития и создания рабочих мест на северной границе страны, так называемой промышленности макиладорас. Интеграция динамично развивающихся секторов экономики Мексики в глобальные производственно-сбытовые цепочки Северной Америки затруднила увеличение внутреннего экспорта. Мексиканские компании, интегрированные в данные цепочки, как правило, сильно зависят от импортируемых ресурсов, что ограничивает их вклад в развитие динамичной и правильно структурированной отечественной промышленности. В статье проанализированы основные экономические показатели Мексики, которые определяют вовлеченность страны в глобальные производственно-сбытовые цепочки, выявлены слабые и сильные стороны страны для дальнейшего расширения ее международной торговой деятельности.
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Несмотря на протекционистские тенденции, в мире продолжается рост числа соглашений о свободной торговле (ССТ). Страны Евразийского экономического союза не остаются в стороне от этих процессов, в Евразийской экономической комиссии идет проработка вопросов целесообразности подписания соглашений такого рода с различными странами-партнерами. Данная статья посвящена обсуждению вероятных последствий заключения ССТ с Японией. Проведен обзор структуры и тенденций взаимной торговли. Выявлена статистическая и логическая зависимость динамики торговли между Россией и Японией от цен на нефть, а также таких факторов, как девальвация российского рубля, повышение пошлин на ввоз подержанных автомобилей и меры по стимулированию российского контента при автосборке, вступление в ВТО и санкции. В статье даются оценки возможных количественных эффектов либерализации торговли товарами между странами ЕАЭС (прежде всего, между Россией и Японией). Использованы модель частичного равновесия SMART (из инструментария WITS) и расчеты бюджетных потерь в случае взаимного обнуления ввозных пошлин. Анализируется структурная асимметрия взаимной торговли и ее последствия в случае либерализации торговли для бизнеса и бюджетов стран-участниц. Рассмотрены направления воздействия ССТ на сектор автомобилестроения в Российской Федерации.
Статья посвящена анализу внутренней и внешней торговли Евразийского экономического союза (ЕАЭС) агропродовольственной продукцией; выявлению и оценке сложившихся тенденций, факторов роста и дисбалансов в свете усилий по созданию единой аграрной политики стран – членов Союза. Определено, что успешная реализация Россией приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» способствовала наращиванию вывоза зерна в третьи страны при ограниченности платежеспособного спроса внутри ЕАЭС. Наибольший вклад в экспорт внутри стран пятерки, особенно в части продукции животноводства, вносит Беларусь при значительном отрицательном сальдо еe торговли сельскохозяйственной продукцией со странами вне Союза. Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом стимулирует вывоз из России в основном пшеницы, что укрепляет ее позиции как источника сельскохозяйственного сырья без смещения акцента на продукции глубокой переработки. Актуальность проблематики статьи обусловлена тем, что сельское хозяйство официально признано стратегической отраслью, а продовольственная безопасность – составной частью национальной безопасности страны. Представляет интерес изучение формирования единого аграрного рынка внутри ЕАЭС и реалий внешней торговли с третьими странами.
В мае 2018 г. Евразийский экономический союз и Китай подписали непреференциальное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Документ предполагает совместные проекты во множестве отраслей экономики. Для Китая это соглашение – еще один шаг к реализации масштабного проекта «Один пояс – один путь», а также попытка приблизиться к созданию зоны свободной торговли на территории стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В свою очередь для ЕАЭС торговое соглашение с Китаем – это попытка установить свои правила игры в процессе сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Привлечение инвестиций из Китая позволит странам ЕАЭС осуществить крупные транспортные и энергетические проекты, поскольку КНР до сих пор является одним из мировых лидеров по потреблению энергоресурсов. Тем не менее важно учитывать, что перед Китаем стоят две энергетические задачи: переход от угля к природному газу и переход от ископаемых источников энергии к возобновляемым. Автор отмечает, что анализ соглашений показывает заинтересованность Китая в странах ЕАЭС только с логистической точки зрения, а это говорит о необходимости создания странами ЕАЭС уникального предложения по поставке энергоресурсов в КНР.
В статье рассматриваются экономико-политические противоречия стран Каспийского региона. Первым и наиболее значительным шагом к построению взаимовыгодного сотрудничества пяти стран, расположенных на побережье Каспийского моря, стало подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 г. (далее – Конвенция), которая определила общие интересы стран в вопросах экономики и безопасности. Это только начало пути к формированию успешного регионального сотрудничества. Тем не менее уже сегодня созданы благоприятные условия для углубления взаимовыгодного экономического сотрудничества и развития новой транзитно-транспортной инфраструктуры. Несмотря на определенные аспекты конкуренции на международном рынке углеводородов, страны Каспийского региона могут формировать совместную производственную инфраструктуру, основанную на концессионных мегапроектах с целью обеспечения экспорта нефтепродуктов с высокой долей добавленной стоимости. Этот аспект, а также общие интересы в области безопасности и сохранения экосистемы Каспийского моря могут стать фундаментом для создания нового регионального объединения стран. В статье раскрыты основные противоречия, которые могут быть разрешены посредством реализации совместных взаимовыгодных региональных проектов. В экономической плоскости основным противоречием является конкуренция стран региона на китайском рынке углеводородов. Учитывая емкость и потенциал этого рынка, переход с позиций конкурентов на позиции совместных поставок мог бы быть обеспечен созданием единого перерабатывающего производственного межгосударственного кластера.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье анализируется современное состояние торгово-экономических отношений между Россией и Магрибом. Автор рассматривает задачи этого сотрудничества, его потенциал и динамику, а также модели его реализации. Автор приходит к выводу, что потенциал торгово-экономического сотрудничества, далеко не исчерпан. Торговые отношения между странами развивались неоднозначно при формировании тенденции к росту товарооборота. Однако инвестиции остаются незначительными при наличии ряда совместных проектов. Торговля несбалансирована, как по странам, так и по экспортно-импортным потокам и годам. Среди причин автор выделяет отсутствие оперативной и достоверной информации о состоянии рынков стран-партнеров, законодательной базы, менталитет и особенности бизнес-культур, а также сохранение не соответствующих современным реалиям моделей взаимодействия, в том числе непонимание Россией важности этого региона. Автор обосновывает эту точку зрения тем, что у сторон имеется возможность дальнейшего развития потенциала торгово-экономического сотрудничества для усиления российского присутствия в регионе, представленного как государственными, так и частными структурами по ряду направлений, среди которых особое место занимают энергетика, машиностроение, химия и нефтехимия. Помимо этого, важно активизировать развитие сотрудничества между Российской Федерацией и странами Магриба в социальной сфере, прежде всего это касается здравоохранения и образования, а также культурной сферы.
Уход крупных зарубежных автопроизводителей с российского рынка негативно отражается на всех партнерах и заинтересованных лицах-автодилерах, поставщиках, сотрудниках, покупателях и поклонниках брендов ушедших компаний. Еще более болезненным этот уход стал для самой компании Ford, которая покидает отечественный рынок с убытками в 500 млн долларов, что составляет 14% от совокупной годовой прибыли Ford Motor Co. в 2018 г. Это событие было обусловлено рядом обстоятельств: последствиями мирового финансового кризиса, девальвацией национальной валюты, падением объемов продаж на российском авторынке, ошибками компании в ценовой, маркетинговой политике и обновлении модельного ряда, в оценке перспектив сбыта продукции и создании избыточных производственных мощностей, а также в отказе от самостоятельного управления российским бизнесом и выбором для этого российского партнера по совместному предприятию. В статье изучаются причины, вынудившие недавнего лидера российского авторынка компанию Ford, закрыть заводы по производству легковых автомобилей и прекратить их продажи в России. Особое внимание в статье уделено проблемам развития отечественного авторынка, разработке эффективных стратегий конкуренции в условиях падения доходов населения и роста цен на продукцию, государственной поддержке отечественного автопрома, а также специфике создания совместных предприятий в Российской Федерации и оценке ресурсных возможностей партнеров по СП.
В условиях замедления общемировых темпов роста и при неблагоприятных внешнеполитических условиях особое внимание должно уделяться защитным мерам по стабилизации роста ВВП страны. Отмечено, что не только применяемые Центральным банком меры, но и уровень коммуникации с участниками финансового рынка оказывают существенное влияние при формировании долгосрочных ожиданий. Показано, что эти факторы существенно влияют на потоки международного капитала и как следствие – на экономику России. Сделан вывод о необходимости стимулирования внутренних источников роста экономики в условиях международной экономической турбулентности, о необходимости внедрения комплексного пакета мер с использованием элементов как фискальной, так и монетарной политики. Методологической базой данного исследования являются принципы системного сравнительного анализа взаимодействия рыночных сил. Новизна состоит в комплексной оценке состояния источников роста российской экономики в 2017–2018 гг. в условиях нестабильности финансово-экономической сферы, а также в выявлении неочевидных факторов, оказывающих существенное влияния на темпы экономического роста. Основные положения, практические заключения могут быть использованы для разработки и реализации валютной политики в условиях негативных ожиданий со стороны инвесторов при последующем ужесточении монетарной политики США.
ISSN 2414-4649 (Online)