Анализ передовых международных и отечественных практик управления конкурентоспособностью
https://doi.org/10.21686/2410-7395-2020-4-76-94
Аннотация
В статье в рамках выполнения базовой части государственного задания в сфере научной деятельности (проект № FSSW-2020-0009) авторами систематизированы передовые международные и отечественные практики управления конкурентоспособностью на основе сбора и анализа вторичных данных актуальных исследований за период 2015-2020 гг. Авторы уточняют, что в постиндустриальной рыночной экономике управление конкурентоспособностью предприятия предопределяется наличием конкурентных преимуществ, которые обусловливаются не продуктами предприятия, а ключевыми компетенциями, создающими ценности для потенциальных и фактических потребителей. Выделены направления создания конкурентных преимуществ зарубежными и российскими компаниями на основе ключевых компетенций, позволяющих создавать ценность для потребителей, дифференцироваться от конкурентов, обладать универсальностью для эффективного управления конкурентоспособностью предприятия. Из большого массива данных о международных и российских практиках управления конкурентоспособностью авторами были проанализированы преимущественно маркетинговые и управленческие технологии, позволяющие развивать ключевые компетенции для создания конкурентных преимуществ. Такой подход был обусловлен тем, что именно маркетинг и менеджмент как наука и практика, позволяют достичь конкурентных преимуществ за счет инновационных подходов к созданию и донесению ценностей потенциальным и фактическим потребителям на основе ключевых компетенций.
Об авторах
Г. С. ТимохинаРоссия
Тимохина Галина Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.
Н. И. Ивашкова
Россия
Ивашкова Наталья Ивановна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.
Т. В. Муртузалиева
Россия
Муртузалиева Таира Велимагомедовна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.
А. В. Шишкин
Россия
Шишкин Анатолий Викторович - доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.
Список литературы
1. Андреев С. Н. Маркетинговое управление потребительскими ценностями // Совместное создание ценности в вузе в цифровую эпоху: развитие предметных областей - роли преподавателей и обучающихся : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Плехановский форум преподавателей» / под общ. ред. И. И. Скоробогатых, А. В. Лукиной. - М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. -С. 12-21.
2. Жданова Е. С Анализ определений термина конкурентоспособность предприятия // Вестник науки и образования Северо-Запада России. - 2015. - Т. 1. - № 4. - С. 1-8.
3. Зверев Д. М. Нейрофизиологическая модель поведения потребителей // Практический маркетинг. - № 10 (272). - 2019. - С. 3-20.
4. Кольган М. В. Концептуальные основы построения самовоспроизводящейся маркетинговой системы в период цифровой модернизации предприятий // Практический маркетинг. - 2019. - № 7 (269). - С. 29-35.
5. Красюк И. А., Кольган М. В. Направления и формы организации маркетинга в условиях цифровизации // Практический маркетинг. -2019. - № 7 (269). - С. 3-9.
6. Красюк И. А., Назарова Э. А. Маркетинговые технологии в организации бизнес-процессов розничной торговли // Практический маркетинг. - 2019. - № 7 (269). - С. 10-16.
7. Маркова В. Д. Методические аспекты выявления ключевых компетенций компании // Экономическая наука современной России. -2014. - № 1 (64). - С. 29-36.
8. Мигачев И. Б. Перспективы и риски развития агрегаторов товаров и услуг на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. -2019. - № 6. - С. 73-81.
9. Никулин Р. А. Трансформация факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики // Вестник Российского университета кооперации. - 2019. - № 1 (35). - С. 56-64.
10. Прахалад К. К., Фаэй Л., Ренделл Р. Курс МБА по стратегическому менеджменту. - М. : Альпина Паблишер, 2002. - С. 357-383.
11. Ребязина В. А., Збанду Н. Г. Поведение представителей поколения Z в условиях экономики совместного потребления // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2020. - № 1 (139). - С. 22-27.
12. Скоробогатых И. И., Мусатова Ж. Б. СМАРТ-маркетинг: технологии, инструменты, оценка эффективности // Казанский экономический вестник. - 2015. - № 5. - С. 92-96.
13. Тимохина Г. С. Феномен просьюмеризма в маркетинге партнерских отношений // Российские регионы в фокусе перемен : сборник докладов XI Международной конференции : в 2 т. - Екатеринбург : ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2016. - С. 297-303.
14. Хмелькова Н. В. Переосмысление кобрендинга в эпоху постмодерна: методологический анализ // Маркетинг в России и за рубежом. -2019. - № 6 (134). - С. 8-18.
15. Шкляр Т. Л. Геймификация: аспект влияния на решение потребителя о покупке // Маркетинг в России и за рубежом. - 2020. - № 2. -С. 32-36.
16. Akhtar P. Drivers of Green Supply Chain Initiatives and their Impact on Economic Performance of Firms: Evidence from Pakistan's Manufacturing Sector // Journal of Competitiveness. - 2019. - N 11 (2). P. 5-18.
17. Ambastha A. Building Competitiveness through People CMM: A case of Implementation in Tata Capital // International Journal of Global Business and Competitiveness. - 2013. - N 1. - P. 52-57.
18. Garg Sushil & Shamita. Internationalization of Tata Motors: Strategic Analysis Using Flowing Stream Strategy Process // International Journal of Global Business and Competitiveness. - 2019. - N 14 (1). - P. 54-70.
19. Kahneman D., Tversky A. Choices, Values and Frames. - New York : Cambridge University Press and the Russell Sage Foundation, 2000.
20. Kumar V., Lahiri A, Dogan O. B. A Strategic Framework for a Profitable Business Model in the Sharing Economy // Industrial Marketing Management. - 2018. - N 69. - P. 147-160.
21. Lu J., Ren L, Zhang C., Wang C, Shahid Z., Streimikis J. The Influence of a Firm's CSR Initiatives on Brand Loyalty and Brand Image // Journal of Competitiveness. - 2020. - N 12 (2). - P. 106-124.
22. Momaya K. S. Innovation Capabilities and Firm Competitiveness Performance: Thinking Differently about Future // International Journal of Global Business and Competitiveness. - 2018. - N 13 (1). - P. 16-25.
23. Oladimeji M. S., Udosen I. The Effect of Diversification Strategy on Organizational Performance // Journal of Competitiveness. - 2019. - N 11 (4). P. 120-131.
24. Prahalad C. K., Ramaswamy V. The Future of Competition: Co-creating Unique Value with Customers. - Brighton : Harvard Business Press, 2004.
25. Phan Q. P. T., Pham N. T., Nguyen L. H. L. How to Drive Brand Engagement and eWOM Intention in Social Commerce: A Competitive Strategy for the Emerging Market // Journal of Competitiveness. - 2020. -N 12 (3). - P. 136-155.
26. Xu J., Liu F. The Impact of Intellectual Capital on Firm Performance: A Modified and Extended VAIC Model // Journal of Competitiveness. - 2020. - N 12 (1). - P. 161-176.
Рецензия
Для цитирования:
Тимохина Г.С., Ивашкова Н.И., Муртузалиева Т.В., Шишкин А.В. Анализ передовых международных и отечественных практик управления конкурентоспособностью. Международная торговля и торговая политика. 2020;(4):76-94. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2020-4-76-94
For citation:
Timokhina G.S., Ivashkova N.I., Murtuzalieva T.V., Shishkin A.V. Analysis of leading international and local practices of managing competitiveness. International Trade and Trade Policy. 2020;(4):76-94. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2410-7395-2020-4-76-94