МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
В статье рассматриваются современные тенденции развития морских грузовых перевозок в увязке с основными трендами формирования международной торговли, складывающимися под влиянием пандемии COVID-19 и спецоперации российских войск на территории Украины на фоне процессов цифровой трансформации и декарбонизации экономики в сочетании с другими факторами. Авторы приходят к заключению, что рынок услуг морского транспорта, как и другие области международных экономических отношений, продолжает оставаться в состоянии неопределенности, связанном в том числе с неясностью относительно сроков окончания эпидемии коронавируса, последствий разрывов глобальных цепочек поставок, надвигающихся энергетического, финансового и продовольственного кризисов. Делается вывод, что единственным правильным решением в этих условиях может быть ставка на научно-технический прогресс и дальнейшее продвижение по путям цифровой трансформации морского транспорта с ориентиром на усиление экологической составляющей. В остальных вопросах будущее непредсказуемо.
В статье осуществлен авторский анализ сирийско-иракской торговли как основы реализации программ социально-экономического развития в долгосрочном периоде. Показано, что эти страны, оказавшиеся в сходной социально-экономической ситуации и восстанавливающие свои экономики после военной интервенции на их территории, имеют общие подходы в понимании процесса как восстановления, так и регионального сотрудничества. Экономики обеих стран в определенной степени взаимодополняемы, так как Сирия, имеющая более диверсифицированную экономику, имеет возможность поставлять в Ирак необходимые этой стране промышленные товары. Однако авторы акцентируют внимание на том, что внешний фактор, а именно сохраняющие свое действие в отношении обеих стран экономические санкции, введенные западными странами, до сегодняшнего дня препятствуют, например, экспорту иракской нефти в Сирию. Сотрудничество Сирии и Ирака в различных сферах экономики, актуальных для обеих стран, по мнению авторов, представляет собой пример формирующейся новой модели регионального сотрудничества в постглобальную эру.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Перераспределение позиций в мире в условиях нарастания конкуренции в научно-технологической сфере актуализирует всестороннюю оценку готовности стран к новым реалиям конкурентной борьбы, политики Соединенных Штатов, направленной на сдерживание технологического развития соперников. Наряду с увеличением затрат на исследования и разработки, претерпевшие структурные изменения в последние годы, возрастающего внимания требуют такие индикаторы технологического развития, как обеспечение научными, инженерно-техническими кадрами; уровень внедрения новейших разработок, использование их в промышленности; степень взаимодействия в национальных научно-исследовательских системах государства, бизнеса, научных центров. В статье рассмотрены сравнительные данные по странам таких показателей, как доступ к финансированию, развитие информационно-коммуникационных технологий, кадровый потенциал, интенсивность НИОКР, внедрение передовых технологий в промышленность, каждый из которых отражает исключительно важную составляющую национальных научно-технологических потенциалов. В России вопросы освоения новейших технологий не только в ключевых отраслях, но и по широкому их спектру, стоят особенно остро. Укрепление экономического потенциала на основе передовых технологий является одним из ключевых элементов позиций Российской Федерации в системе международных отношений, противодействия внешним вызовам, в том числе связанным с недружественными действиями иностранных государств, санкциями, ограничениями в торгово-экономической практике.
Длительное доминирование Соединенных Штатов Америки во многих сферах международной торговли определило их центральное место на глобальном рынке биологических и биотехнологических исследований и разработок, осуществление которых в различных регионах и странах мира контролируется не только федеральным правительством, но и транснациональными корпорациями и некоммерческими международными организациями, аффилированными с США. Учитывая сложности исследования торговопосреднических цепочек в глобализированном мире, автором предпринята попытка изучения отраслевой динамики и пространственной структуры международного сотрудничества США в сфере биологических и биотехнологических НИОКР с начала 1950-х гг. и до 2020 г. по результатам экономико-статистического анализа абсолютных и относительных показателей их финансирования различными американскими заказчиками. Полученные данные позволили выявить ряд структурно-динамических тенденций исследуемого сотрудничества в разрезе конкретных направлений. Основополагающее значение постоянно нарастающей во времени и расширяющейся в мировом пространстве экспансии США в сфере биологических и биотехнологических НИОКР, исходя из известных теоретических и фактических данных, подтвержденных эмпирическими результатами настоящего исследования, видится в качестве одного из инструментов сохранения крупнейшим американским бизнесом и властью не только экономического, но и политического влияния, посредством стабилизации «американоцентричной» мир-системы, устойчивость которой находится под угрозой.
В данном исследовании представлена реализация экологической политики США при президенте Джо Байдене, которая применяет политику Вашингтона по нулевым выбросам во все страны. В нем описывается реализация экологической политики президента Байдена и то, как она влияет на отношения Индонезии и США. В этом исследовании делается попытка разработать подход к двустороннему сотрудничеству с помощью описательного анализа и качественного исследования путем проведения литературных исследований с анализом результатов. Это исследование показывает, что экологическая политика США под руководством Байдена повлияет на торгово-экономические стратегии Индонезии и национальную окружающую среду после ее реализации. Джакарта серьезно занимается национальным устойчивым развитием для решения глобальных проблем изменения климата.
Эволюция финансовых инструментов наполняет новым содержанием процесс принятия инвестиционных решений. Возросшая обеспокоенность мирового сообщества об экологических и социальных проблемах оказала прямое влияние на глобальные рынки капитала. Вследствие трансформации и все большей вовлеченности стран и бизнеса в ESG-повестку возникла потребность в формировании новых показателей или параметров для оценки деятельности. ESG-критерии позволяют оценивать деятельность компаний в рамках повестки по устойчивому развитию, что необходимо для привлечения капитала, инвестирования, размещения на фондовой биржи и т. д. Кроме того, соблюдение повестки по устойчивому развитию позволяет компании повышать свой имидж, создавать репутацию, а также оказывать поддержку мировому сообществу в борьбе с бедностью, ухудшением окружающей среды, потеплением и др. Статья призвана осветить сформировавшуюся концептуальную парадигму, а также выявить и проанализировать соответствующие изменения на международном рынке капитала. Рассматривается международная практика устойчивого финансирования и применение новых инструментов в региональном разрезе. ESG отражает фундаментальные изменения в повестке мирового сообщества. Эти изменения в предпочтениях будут играть огромную роль в работе экономики, закупаемых продуктах и в том, как компании будут получать прибыль в будущем.
В статье рассматривается проблема развития долгового кризиса, а также обсуждается роль Международного валютного фонда (МВФ) как институционального субъекта, которому поручено поддерживать стабильность международной валютной системы и выполнять целый ряд функций, способствующих сотрудничеству в денежной политике и торговле, путем принятия модели роста и развития на глобальном уровне и предоставления странам рекомендаций по реформам в экономической и финансовой политике. Особое внимание в статье уделяется росту внешнего долга Султаната Оман и его связи с колебаниями мировых цен на нефть, а также его влиянию на дефицит государственного бюджета. Автор приводит и анализирует некоторые цифры, относящиеся к периоду с 2009 по 2020 г., а также рассматривает период пандемии COVID-19 и то, как он повлиял на экономику Омана. В заключении статьи обсуждаются некоторые меры, принятые Султанатом Оман для противостояния долговому кризису в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В статье исследуется динамика социально-экономических, в том числе внешнеторговых показателей стран Северной Африки – Алжира, Марокко, Мавритании, Ливии, Судана и Туниса. Цель статьи – не только проанализировать эту динамику, но и выявить роль цифровизации в этих процессах, включая торговлю. Автор обосновывает ту точку зрения, что экономические системы стран Северной Африки достаточно глубоко встроены в мирохозяйственные процессы, зависят от них и испытывают на себе в последние 5 лет весьма негативное и разностороннее влияние. В результате этого социально-экономическая динамика изменялась в целом неоднозначно и неустойчиво. В то же время цифровизация, как одно из направлений внешнего воздействия, также оказалась и востребованной, и имплементирующейся в экономические системы этих стран, хотя – в настоящее время – и с неоднозначными успехами. В частности, имеет место рост внешней торговли этих стран в цифровом сегменте, активизация международного сотрудничества в цифровой сфере, в том числе с крупнейшими цифровыми державами, например с Китаем. Поскольку цифровизация, как глобальный мегатренд, актуализировалась для этих стран, они декларируют свое стремление к наращиванию цифрового сегмента национальной экономики и внешней торговли, в том числе в рамках разрабатываемых и принимаемых стратегий и программ цифрового развития. Автор полагает, что у стран Северной Африки, при весьма дифференцированном уровне социально-экономического и цифрового развития, уже присутствуют определенные возможности цифрового развития, необходимость такого развития и создание цифрового потенциала. Однако, на наш взгляд, у стран региона отсутствует в настоящий момент стратегическое понимание конкретных отраслевых задач в сфере цифровизации. Важно усиление присутствия России в цифровом сегменте региона, особенно в ключевых сегментах экономики. По мнению автора, предпосылки для усиления сотрудничества в этом сегменте реально существуют, в частности, они предопределяются как достаточно активной цифровизацией в России, так и ростом российско-североафриканской торговли в товарном сегменте и в сфере услуг на основе роста заинтересованности сторон в дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества с учетом роста глобальной неопределенности.
В данной статье анализируется промышленное экономическое развитие и промышленная структура Китая и США в эпоху Индустрии 4.0, а также кратко излагается политика модернизации производства в этих двух странах. В рамках производственной политики общее экономическое развитие и промышленная структура Китая и США претерпели значительные изменения. С 2015 г. цифровизация производства стала одним из основных направлений экономической работы в странах по всему миру. Политика оцифровки производства, сформулированная Китаем и США, сыграла разные роли и повлияла на нее. В статье проводится углубленное исследование того, как Китай и Соединенные Штаты могут реализовать дальнейшую цифровизацию производства после того, как мир вступит в эпоху Индустрии 4.0. Делается вывод о том, что страна должна опираться на развитие обрабатывающей промышленности и использовать возможности развития цифровой экономики и руководящую роль политики для реализации цифровой трансформации обрабатывающей промышленности.
В статье исследуются некоторые особенности современной цифровой экономики не с точки зрения уровня ее развития, а скорее как среды обитания национальных экономик различных стран мира. В статье показано, что развитие цифровой экономики в мире и в отдельных странах получило в XXI в. огромное распространение и столь же огромные возможности влиять на внутренние процессы в различных странах. Причем воздействие это, будучи преимущественно положительным, имеет и ряд отрицательных последствий для различных стран. Автор обосновывает точку зрения о том, что сегодня в цифровом сегменте мировой экономики усиливается цифровой разрыв, что негативно сказывается на устойчивости социально-экономического развития ряда стран. Кроме того, возрастают и риски в сфере национальной безопасности. В то же время угрозы и риски национальной безопасности, связанные с цифровизацией и возможностями внешнего контроля над информационным и в целом цифровым пространством национальных государств, усиливаются, как и цифровые возможности реализовать эти угрозы в той или иной мере. Поэтому идея автора заключается в необходимости наднационального регулирования процессов цифровизации.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье исследуются особенности, динамика, направления двустороннего российскогерманского торгово-экономического сотрудничества в условиях санкций и задач постковидного восстановления. Цель статьи – на основе статистического анализа выявить специфику и основные тренды (стоимостные, товарные, санкционные) взаимной торговли Российской Федерации и Федеративной Республики Германия в XXI в., особенно в 2016– 2020 гг. Базой для проведения исследования послужили данные Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) за 2000–2020 гг., иные первичные источники, а также имеющиеся научные исследования, проведенные в обеих странах. Авторы приходят к выводу о том, что двустороннее торгово-экономическое сотрудничество России и Германии сохраняет важное, если не ключевое, значение для их социально-экономического развития, включая его стабильность, для ЕС и Евразии в целом, а также оказывает воздействие – прямое и/или косвенное – на глобальные процессы в сфере торговли и экономического развития. Исследование показало, что на данном историческом этапе двусторонние торгово-экономические отношения сталкиваются с различными и многочисленными проблемами, противоречиями и дисбалансами. Несмотря на это, в решении этих проблем заинтересованы обе стороны, а также и третьи страны, которые обладают, на наш взгляд, теми механизмами и инструментами, которые помогут в преодолении большинства из имеющихся трудностей.
В статье осуществлено эмпирическое исследование двусторонней торговли Российской Федерации и КНР в 2011–2020 гг. с точки зрения формирования российско-китайской зоны свободной торговли. Целью статьи является изучение ситуации в сфере двусторонней торговли России и КНР в последнее десятилетие и установление как изменений, так и формирующихся тенденций и процессов в этой сфере. Авторское мнение заключается в том, что, хотя КНР остается весьма важным партнером России во внешнеторговой и в целом во внешнеэкономической сфере, сотрудничество сохраняет высокую степень значимости, с ростом взаимозависимости однозначно растут и риски для России. Поскольку в среднесрочной перспективе, по-видимому, роль КНР как ведущего российского партнера как минимум сохранится (возможно, даже вырастет), формирование российско-китайской зоны свободной торговли нам представляется преждевременным. Для России сегодня очень важно сократить экспорт сырьевых товаров (которые жизненно необходимы Китаю), снизить их удельный вес в общем объеме экспорта. Для достижения этой цели России имеет смысл осуществлять дальнейшую диверсификацию своей внешней торговли, особенно экспорта. При этом стоит рассмотреть возможность использования опыта Китая по осуществлению внешнеторговой экспансиb. В рамках исследования использовались аналитический, эмпирический, статистический методы, а также данные международной базы UNCTAD и ФТС России.
ISSN 2414-4649 (Online)