ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
В статье рассматриваются актуальные аспекты развития отношений Евразийского экономического союза с близлежащими странами, прежде всего со странами СНГ, не входящими в ЕАЭС. Такие отношения подкрепляются взаимными экономическими интересами, однако они осложняются усиливающейся многовекторностью внешней и внешнеэкономической политики государств Содружества, а также высокой активностью и растущим присутствием нерегиональных игроков (Китая, ЕС, Турции) на постсоветском пространстве. Хрупкий баланс центростремительных и центробежных тенденций в развитии постсоветской интеграции пока сохраняется, но нужны дополнительные меры продвижения экономического партнерства между ЕАЭС и странами СНГ вне ЕАЭС, а также в контуре СНГ в целом. В качестве рамочной инициативы для реализации таких мер предлагается концепт Евразийской политики соседства, призванной способствовать усилению целостности и взаимосвязанности постсоветского экономического пространства, реализации совместных кооперационных программ и проектов. Инструментами политики соседства могут стать соглашения о расширенном экономическом партнерстве между ЕАЭС и заинтересованными странами СНГ вне ЕАЭС, другими близлежащими странами, секторальные соглашения между ними (например, в сфере технического регулирования) с ожидаемыми быстрыми эффектами, более глубокое сопряжение форматов ЕАЭС и СНГ.
Анализируются последствия саммита АТЭС, состоявшегося 17–18 ноября 2018 г. Подчеркивается, что саммит закончился практически безрезультатно из-за растущих торговоэкономических противоречий между США и КНР, что ведет к значительному ослаблению торгово-экономических связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В этих условиях Япония после выхода США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) все активнее становится на путь двухсторонних и региональных соглашений со странами АТР, в том числе и с КНР. Эту политику Япония последовательно проводит в рамках провозглашенной еще в 2016 г. стратегии свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона. Эта стратегия позволит Японии застраховать себя на случай возможного возникновения американо-японской торговой войны, принимая во внимание факт растущего положительного сальдо Японии в торговле с США. Важное значение Япония придает созданию Всестороннего регионального экономического партнерства с участием 16 стран. Вместе с тем АТР все в большей степени становится зоной военного соперничества между государствами этого региона, что является дополнительным фактором, осложняющим поступательное развитие торгово-экономических связей Японии со многим странами АТР.
В условиях глобализации и взаимозависимости страны мира не могут эффективно развиваться без взаимодействия друг с другом. Политические, экономические, геополитические, геоэкономические интересы во многом обусловливают процессы интеграции стран. Глобализация влияет на эти процессы, ускоряет их, они затронули сегодня все части света. История последних десятилетий наглядно показывает, что на современном этапе развития мировой системы ни одна страна не может в одиночку войти в мировое сообщество как равноправный партнер. Евразийский экономический союз, начавший свое функционирование в2015 г., имеет определенный опыт, поэтому сегодня можно анализировать как его успехи, так и проблемы, с которыми он столкнулся. В ЕАЭС обеспечены четыре классические свободы – свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Действуют единый таможенный тариф, единая номенклатура внешнеэкономической деятельности и Таможенный кодекс. В статье рассматривается проблематика деятельности Евразийского экономического союза, отмечается необходимость углубления интеграции.
В статье представлена возможность использования анализа двухсторонней торговли страны в качестве информационного обеспечения выявления приоритетных направлений и производств в обрабатывающей промышленности для государственного стимулирования вывоза прямых инвестиций (ВПИ) в страны – партнеры ЕАЭС. Предложена методика определения отраслевых приоритетов и типов стратегий ВПИ, которая включает восемь этапов динамической оценки изменения международной специализации страны в двухсторонней торговле. Методика основана на выявлении сравнительных преимуществ в международной торговле между страной и странами-партнерами для определения отраслей, приоритетных для продвижения ВПИ; степени сходства экспорта страны с другими странами для идентификации типов стратегий зарубежного прямого инвестирования; характера внутриотраслевой торговли страны со странамипартнерами для определения возможностей формирования глобальных и региональных цепочек создания стоимости. На примере Республики Беларусь рассмотрена динамика изменений международной специализации в двухсторонней торговле со странами – партнерами по ЕАЭС на основе четырехзначного кода Стандартной международной торговой классификации ООН (3-е изд). Выявлены статические и динамические эффекты интеграции, исходя из которых определены типы потенциально возможных стратегий ВПИ из Беларуси в страны – партнеры по ЕАЭС.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Сегодня Россия встала на трудный путь перехода на новую, более высокую, производственно-экспортную ступень, поэтому важно понять, в каких именно сферах отечественные предприятия могут наращивать объемы поставок за рубеж и наиболее успешно конкурировать на мировом рынке. С этой целью в статье выявлены ключевые признаки понятия «экспортный потенциал»: его зависимость от имеющихся производственных мощностей и конкурентоспособность продукции, производимой на экспорт. Проведенный ретроспективный анализ товарной структуры российских экспортных поставок показал, что на нетопливные составляющие приходится порядка 41%, а несырьевой характер имеют порядка 34% продукции при позитивной динамике по таким важнейшим группам, как «машины и оборудование», «продукция химической промышленности и каучук» и др. Однако по итогам2017 г. наблюдается преобладание товаров нижних переделов (около 46% несырьевого неэнергетического экспорта), что говорит о высокой степени зависимости российского экспорта от продукции самой простой обработки. Экспертным путем были выявлены точки роста несырьевого экспорта: сфера высоких технологий, интернационализация малого и среднего бизнеса, развитие экспортного потенциала субъектов Российской Федерации, расширение экспорта туристских и образовательных услуг.
В статье представлены экономические, демографические, политические и другие факторы, способствующие усилению миграционного взаимодействия между странами региона. Авторы приходят к выводу, что экономические и демографические различия между странами ЮВА не только вряд ли будут преодолены в ближайшие десятилетия, но и могут усилиться, а значит, в будущем возможно более отчетливое размежевание стран региона по линии «доноры-реципиенты» и соответственно более четкое распределение ролей внутри миграционной системы. К группе посылающих государств относятся Филиппины, Лаос, Камбоджа, Мьянма, Вьетнам и Индонезия. Основными странами-реципиентами, на которые приходится более 80% всей внутрирегиональной миграции, являются Сингапур, Таиланд и Малайзия. Вместе с тем связи между странами ЮВА еще не приобрели устойчивого характера, регионализация миграции проявляется неодинаково в различных странах АСЕАН, и людские потоки из ряда стран ориентированы преимущественно за пределы региона. Подчеркивается, что активизация перемещений населения в данном регионе благоприятствует лучшему размещению в странах ЮВА трудовых ресурсов, адаптации их экономики к асимметричным шокам, а также расширению внешнеэкономических отношений между странами проживания и происхождения мигрантов. В статье предпринята попытка установить ключевые факторы и признаки создания миграционного кластера в этом ареале, объединяющего страны с различным уровнем развития экономики, социальной сферы, прочности демократии и политической стабильности. Главное внимание уделяется характеристике основных черт, присущих регионализации людских перемещений в ЮВА, определению вызовов для развития стран этой группы. Авторы также стремятся выявить наиболее важные тенденции в сфере управления миграцией как на многостороннем уровне, так и внутри отдельных государств, рассматривая региональную миграционную систему как пространство взаимодействия мигрантов и институтов, ответственных за регулирование передвижений населения. В статье также рассматривается становление региональной системы управления миграционными процессами. Характерной чертой этой системы является сочетание элементов многостороннего и двухстороннего регулирования с учетом национальной специфики каждой страны региона.
В статье рассмотрено современное состояние развития мировой энергетики, оценены перспективы модернизации сектора в контексте политики глобальной цифровизации, исследованы энергетические ресурсы и подходы к их потреблению. Рассмотрены также технологические и организационные аспекты формирования энергетического хозяйства, изменения в торговле топливно-энергетическими товарами, текущее состояние отрасли в Российской Федерации. Отмечено, что диджитализация, использование других новейших технологий позволяют облагородить облик данного сектора, внести улучшения в сложившуюся систему производственных отношений, стимулировать мировой спрос на продукцию электронной и ряда других высокотехнологичных отраслей. Создание активно-адаптивных электроэнергетических сетей оказывает влияние на энергетический и социально-экономический ландшафт, международную и локальную торговлю топливноэнергетическими товарами, а также может способствовать развитию имеющихся и созданию новых рыночных ниш и технологий (например, энергошеринга), путей приложения капитала в его различных формах. Следующий виток развития мировой энергетики может быть реализован на базе качественно иных знаний, подходов и технологий. В новом мире ключевым подходом к производству и потреблению энергии может стать принцип «от каждого по возможности – каждому по потребности».
В статье рассматривается китайский и российский опыт перехода к инновационной экономике. Китай – успешный пример стимулирования инновационной деятельности в стране, эффективного государственного управления инновационной сферы и быстрого роста высокотехнологичных отраслей и количества компаний в этих отраслях. Автором анализируются механизмы, с помощью которых Китай смог выйти на новый уровень технологического развития. Создание особых экономических зон, промышленных и инновационных кластеров, а также зон высоких технологий, в которых располагались технопарки, хакспейсы и компании-«единороги», послужило основой формирования национальной инновационной системы Китая. Грамотно выстроенная система трансфера знаний в технологии по модели «тройной спирали» Генри Ицковица, которая основа на интеграции университетов с государством и бизнесом, позволила Китаю стать лидером в области науки и высоких технологий. Особое внимание в статье уделяется российской практике. Автор выделяет такие драйверы инновационного роста российской экономики, как инновационные территориальные кластеры и технопарки, созданные преимущественно в особых экономических зонах и территориях опережающего социально-экономического развития. Именно инновационные кластеры могут стать теми точками роста национальной экономики, которые позволят эффективно использовать инновационный потенциал России для повышения ее конкурентоспособности в мире.
ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены направления валютного контроля, осуществляемого ФТС России. Представлен анализ изменения функций и полномочий, имеющихся у ФТС России по осуществлению такого контроля в связи с передачей этой службе функций органа валютного контроля, а также с принятием изменений в Федеральный закон от 10 декабря2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Проанализированы результаты проверок соблюдения валютного законодательства, проведенных ФТС России за период с 2010 по2017 г. Сделаны выводы о структуре нарушений валютного законодательства за период 2014–2017 гг., об изменении в2016 г. тенденции преобладания нарушений, связанных с невыполнением обязанности резидента по репатриации валюты Российской Федерации или иностранной валюты над нарушениями, связанными с несоблюдением порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Рассмотрены изменения законодательства по валютному контролю в части представления документов учета и отчетности. Выявлены проблемы таможенных органов, возникающие при проведении валютного контроля, в частности, проблемы существования фирм-однодневок, а также рассмотрены направления деятельности ФТС России, способствующие предотвращению деятельности фирм-однодневок.
ISSN 2414-4649 (Online)