Preview

Международная торговля и торговая политика

Расширенный поиск

Креативные отрасли Китая: тенденции и структурные преобразования в производстве и торговле

https://doi.org/10.21686/2410-7395-2025-4-28-43

Аннотация

В данном исследовании анализируются развитие и структурная трансформация крупнейших креативных отраслей Китая с 2004 по 2023 г. Несмотря на то что Китай стал мировым экспортером продукции креативных отраслей с общим объемом торговли в 166,36 млрд долларов и устойчивым профицитом торгового баланса, в отрасли сохраняются структурные противоречия. Исследование показало, что креативные отрасли Китая демонстрируют динамику сильного производственного сектора и слабого контента, при этом основные продукты контента, такие как публикации, составляют всего 3,1% от общего объема экспорта и испытывают устойчивый дефицит торгового баланса. Инициатива «Один пояс – один путь» дает возможности снизить зависимость от рынков развитых стран. Для достижения устойчивого роста Китаю важно трансформировать креативные отрасли, отказавшись от акцента на масштаб и производство в пользу инноваций и качества контента. Исследование может стать основой разработки экономической политики для стран с развивающейся экономикой, стремящихся решить структурные проблемы креативных отраслей посредством регионального сотрудничества.

Об авторе

Чэнпей Чжан
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Чжан Чэнпей - аспирант кафедры экономической политики и мировой экономики

Екатеринбург, 620062, ул. Мира, д. 19



Список литературы

1. Гэн Ч. Состояние, тенденции и проблемы цифровой торговли Китая // Международная торговля и торговая политика. – 2021. – Т. 7. – № 2. – С. 62–79. – DOI: 10.21686/2410-7395-2021-2-62-79

2. Родникова О. Ю., Чараха Бэр А. Р. Цифровая экономика и цифровая трансформация: особенности мировых структурных процессов. // Международная торговля и торговая политика. – 2024. – Т. 10. – № 4. – С. 104–113. – DOI: 10.21686/2410-7395-2024-4-104-113

3. Antonova I. S. Creative Startup Spillover in industrial Second-Tier Cities: Evidence from Kemerovo Region, Russia // Area Development and Policy. – 2025. – Vol. 10. – N 1. – P. 84–107. – DOI: 10.1080/23792949.2024.2432291

4. Cesaratto S. Savings and economic growth in neoclassical theory // Cambridge Journal of Economics. – 1999. – Vol. 23. – N 6. – P. 771–793.

5. Clarke D. Theorising the Role of Cultural Products in Cultural Diplomacy from a Cultural Studies Perspective // International Journal of Cultural Policy. – 2016. – Vol. 22. – N 2. – P. 147–163. – DOI: 10.1080/10286632.2014.958481

6. Collins P., Mahon M., Murtagh A. Creative Industries and the Creative Economy of the West of Ireland: Evidence of Sustainable Change? // Creative Industries Journal. – 2018. – Vol. 11. – N 1. – P. 70–86. – DOI: 10.1080/17510694.2018.1434359

7. Crane D. Cultural Globalization and the Dominance of the American film Industry: Cultural Policies, National Film Industries, and Transnational Film // International Journal of Cultural Policy. – 2014. – Vol. 20. – N 4. – P. 365–382. – DOI: 10.1080/10286632.2013.832233

8. Derbeneva V. V., Baskakova I. V., Chukavina K. V., et al. Key Factors in Managing Creative Reindustrialization Strategies // R-Economy. – 2024. – Vol. 10. – Issue 4. – P. 475–494. – DOI: 10.15826/recon.2024.10.4.029

9. Florida R. Cities and the Creative Class. – Routledge, 2005.

10. Gross J. D. The Birth of the Creative Industries Revisited: An Oral History of the 1998 DCMS Mapping Document. King's College London, 2020.

11. Han Ruobing. Research on the Ecological Development and Orientation of Cultural and Creative Industries Driven by Digital Technology // Journal of Shandong University (Philosophy and Social Sciences). – 2020. – N 2. – P. 49–59. – DOI: 10.19836/j.cnki.371100/c.2020.02.006

12. Holroyd C. Digital content promotion in Japan and South Korea: Government strategies for an emerging economic sector // Asia & the Pacific Policy Studies. – 2019. – Vol. 6. – N 3. – P. 290–307. – DOI: 10.1002/app5.277

13. Jaw Y. L., Chen C. L., Chen S. Managing Innovation in the Creative Industries – A Cultural Production Innovation Perspective // Innovation. – 2012. – Vol. 14. – N 2. – P. 256–275. – DOI: 10.5172/impp.2012.14.2.256

14. Krugman P. Scale Economies, Product Differentiation, and the Pattern of Trade // American Economic Review. – 1980. – Vol. 70. – N 5. – P. 950–959.

15. Lawrence T. B., Phillips N. Understanding Cultural Industries // Journal of Management Inquiry. – 2002. – Vol. 11. – N 4. – P. 430–441. – DOI: 10.1177/1056492602238852

16. Lu H., Lanqi S. An Analysis of the Factors Influencing Chinese Cultural Product Export // Studies in Sociology of Science. – 2016. – Vol. 7. – N 4. – P. 62. – DOI: 10.3968/8687

17. Mammadova E., Abdullayev A. Cultural Industries and National Economic Competitiveness: A Global Perspective // Porta Universorum. – 2025. – Vol. 1. – N 3. – P. 322–344. – DOI: 10.69760/portuni.010326

18. Moore I. Cultural and Creative Industries Concept–A Historical Perspective // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 110. – P. 738–746. – DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.12.918

19. Ngo T., Tran T., Tran M., et al. A Study on Relationship between Cultural Industry and Economic Growth in Vietnam // Management Science Letters. – 2019. – Vol. 9. – N 6. – P. 787–794. – DOI: 10.5267/j.msl.2019.3.009

20. Padalino S., Vivarelli M. The Employment Intensity of Economic Growth in the G-7 Countries // Int'l Lab. Rev. – 1997. – Vol. 136. – P. 191.

21. Piergiovanni R., Carree M. A., Santarelli E. Creative Industries, New Business Formation, and Regional Economic Growth // Small Business Economics. – 2012. – Vol. 39. – N 3. – P. 539–560. – DOI: 10.1007/s11187-011-9329-4

22. Qi Junyan, Wang Lan. Trade Transformation, Technological Upgrading and the Evolution of the Domestic Technical Content of China's Exports // World Economy. – 2015. – Vol. 38. – N 3. – С. 29–56.

23. Ren B., Jie W. An Empirical Study on the Returns to Scale of Supply Structure in China’s Economic Growth: 1993–2015 // China Political Economy. – 2019. – Vol. 2. – N 2. – P. 354–372. – DOI: 10.1108/CPE-10-2019-0019

24. Scavia J., Fernández De La Reguera P., Olson J. E., et al. The Impact of Cultural Trade on Economic Growth // Applied Economics. – 2021. – Vol. 53. – N 38. – P. 4436–4447. – DOI: 10.1080/00036846.2021.1904112

25. Turgel I. D., Derbeneva V. V., Baskakova I. V. Conceptual Approach to Managing the Development of Creative Industries in Second-Tier Industrial Cities // R-Economy. – 2023. – Vol. 9. – Issue 4. – P. 366–383. – DOI: 10.15826/recon.2023.9.4.023

26. Vlassis A. UNESCO, Cultural Industries and the International Development Agenda: Between Modest Recognition and Reluctance // Contemporary Perspectives on Art and International Development. – Routledge : Taylor & Francis eBooks, 2016. – P. 68–83.

27. Wang Ruyu, Chai Zhongdong, Lin Jiaxing. “Three New” Developments of China’s Foreign Trade under the Reconstruction of Global Supply Chain Space: New Pattern, New Momentum and New Quality Productivity // Journal of Chongqing University (Social Science Edition). – 2024. – Vol. 30. – N 3. – P. 18–35. – DOI: 10.11835/j.issn.1008-5831.jg.2024.02.001

28. Zang Xin, Lin Zhu, Shao Jun. Cultural Closeness, Economic Development and Export of Cultural Products: An Empirical Study Based on the Export of Cultural Products in China // Finance and Trade Economics. – 2012. – N 10. – P. 102–110. DOI: 10.19795/j.cnki.cn11-1166/f.2012.10.013

29. Zhang L., Luo M., Yang D., et al. Impacts of Trade Liberalization on Chinese Economy with Belt and Road Initiative // Maritime Policy & Management. – 2018. – Vol. 45. – N 3. – P. 301–318. – DOI: 10.1080/03088839.2017.1396504


Рецензия

Для цитирования:


Чжан Ч. Креативные отрасли Китая: тенденции и структурные преобразования в производстве и торговле. Международная торговля и торговая политика. 2025;11(4):28-43. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2025-4-28-43

For citation:


Zhang Ch. Creative Industries of China: Tendencies and Structural Transformation in Production and Trade. International Trade and Trade Policy. 2025;11(4):28-43. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2025-4-28-43

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-7395 (Print)
ISSN 2414-4649 (Online)