ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
Статья посвящена особенностям процесса создания нормативно-правовой базы государственного управления инновационного и научно-технического развития за годы экономической реформы в Китае. Выделены этапы этого процесса и даны их характеристики с позиций становления и совершенствования государственной стратегии в отношении развития научно-технического сектора китайской экономики. Особое внимание уделено процессу внедрения рыночных отношений в структуру научных исследований и опытноконструкторских разработок и их последующей коммерциализации и трансфера. Показано нарастающее внимание к развитию фундаментальных научных исследований. Дан анализ положительных и отрицательных результатов процесса реализации концепции государственного управления научно-техническим развитием в Китае.
В данном исследовании анализируются развитие и структурная трансформация крупнейших креативных отраслей Китая с 2004 по 2023 г. Несмотря на то что Китай стал мировым экспортером продукции креативных отраслей с общим объемом торговли в 166,36 млрд долларов и устойчивым профицитом торгового баланса, в отрасли сохраняются структурные противоречия. Исследование показало, что креативные отрасли Китая демонстрируют динамику сильного производственного сектора и слабого контента, при этом основные продукты контента, такие как публикации, составляют всего 3,1% от общего объема экспорта и испытывают устойчивый дефицит торгового баланса. Инициатива «Один пояс – один путь» дает возможности снизить зависимость от рынков развитых стран. Для достижения устойчивого роста Китаю важно трансформировать креативные отрасли, отказавшись от акцента на масштаб и производство в пользу инноваций и качества контента. Исследование может стать основой разработки экономической политики для стран с развивающейся экономикой, стремящихся решить структурные проблемы креативных отраслей посредством регионального сотрудничества.
Статья посвящена анализу взаимосвязи между динамичной цифровизацией и ростом киберугроз в Западной Африке на примере Ганы. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что стремительный рост мобильного Интернета и финтеха, с одной стороны, стимулирует экономическое развитие в странах Африки, а с другой – создает благоприятную почву для киберпреступности. Низкий уровень цифровой грамотности, слабая нормативно-правовая база и нехватка квалифицированных кадров усугубляют ситуацию и свидетельствуют о необходимости изменения политики стран Западной Африки в области кибербезопасности. Особое внимание в работе уделено опыту Ганы, демонстрирующей образцовый подход к построению национальной системы кибербезопасности. Стратегия Ганы включает создание централизованной архитектуры управления, развитие законодательства, ратификацию ключевых международных конвенций, реализацию программ повышения киберграмотности населения и активное международное сотрудничество. На основании опыта Ганы можно сделать вывод о том, что комплексный и системный подход, сочетающий целенаправленную государственную политику с международной поддержкой, позволяет эффективно противостоять киберугрозам при ограниченных ресурсах.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
За последние десятилетия регион Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) претерпел глубокие преобразования, вызванные внешними и внутренними факторами, которые изменили его политическую, экономическую и социальную динамику. Ключевым элементом этой трансформации стала смена региональной власти, связанная с упадком США и появлением глобальных игроков, таких как Россия и Китай, которые стремились расширить сотрудничество со странами Ближнего востока и Северной Африки. Цель данной статьи – проанализировать присутствие России в регионе БВСА, исследуя ее стратегии жесткой и мягкой силы, а также исторические аспекты. Этот подход нашел отражение в стратегии России в Сирии. Он стал ярким примером жесткой силы, а в продвижении альтернативных ценностей на Западе – выражением мягкой силы. Украинский кризис усилил эту тенденцию, заставив многие страны региона БВСА сохранять нейтралитет или даже укреплять свои отношения с Россией, отчасти из-за ощущения, что Запад теряет способность поддерживать региональный порядок. В нынешних условиях Россия заняла более гибкую позицию, стремясь наладить связи как с исторически прозападными игроками, так и с традиционными союзниками США на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Россия, целенаправленно применяя жесткую и мягкую силу, сумела укрепить свое влияние на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые, оставаясь одним из стратегических регионов ее внешней политики, претерпели существенные изменения в геополитическом балансе.
Для современной Германии актуализируются демографическая и миграционная проблемы как оказывающие дестабилизирующее влияние на социально-экономические процессы в стране и Европе. Поскольку международная миграция населения и трудовых ресурсов остается важным направлением и фактором включения национальной экономики в мировую, то она выступает и фактором глобализации, затрагивая целый комплекс различных внутристрановых аспектов. В статье проанализированы современные тренды, причины, возможные негативные последствия демографических и миграционных процессов в Германии с точки зрения национальной экономики и социальной сферы. Период исследования – 2020–2024 гг. (отчасти затрагивает 2010 и 2025 гг.) – выбран как содержащий серьезные изменения в Германии, в том числе и в социально-демографической и миграционной сферах. Источники статистической информации – отчеты международных организаций. Авторы приходят к выводу о том, что демографическая и миграционная ситуация остается весьма непростой и фактически обостряется и нарастает, несмотря на усилия государства. Это требует от правительства поиска новых методов регулирования этих проблем и, на наш взгляд, более самостоятельных.
Актуальность статьи заключается в отображении текущего положения взаимоотношений двух стран в области транспортного взаимодействия и потенциала их дальнейшего развития. Цель исследования – выявить основные перспективы транспортно-логистического взаимодействия между Россией и Китаем. Автором выделяются отдельные проекты в сфере транспорта, в частности, инициатива «Один пояс – один путь», отражаются ключевые эффекты от реализации таких проектов. В качестве методологии применялся анализ открытых новостных и статистических источников, размещенных в Интернете. Приведены позиции экспертов на основе анализа литературы по теме. Отмечены предпосылки укрепления и углубления взаимоотношений двух стран, сделан вывод о перспективности дальнейшей транспортно-логистической интеграции, в том числе за счет потенциала сибирских регионов. Совершенствование логистических процессов в сфере транспорта способно существенно укрепить торговые связи между Россией и Китаем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Это создаст новые возможности для увеличения товарооборота, который в 2024 г. уже достиг рекордных значений. Оптимизация существующих логистических маршрутов и строительство новых в будущем позволят наращивать показатели взаимной торговли двух стран-партнеров.
Энергетический парадокс Африки заключается в том, что, обладая колоссальными энергетическими ресурсами, как традиционными, так и возобновляемыми, континент до сих пор остается наименее электрифицированным регионом мира. При существующих подходах масштабы энергетической бедности будут все нарастать, чему во многом способствует финансовая и технологическая зависимость африканских стран от основных партнеров. Они в свою очередь могут навязывать выбор той или иной технологической модели развития электроэнергетики, в том числе концепцию энергетического перехода. В статье определены технико-экономические особенности возобновляемой энергетики, которые при широком ее внедрении ограничивают возможности Африканского континента обеспечить всеобщий доступ к надежным и недорогим источникам энергии. Предложено разработать план развития современной энергетической системы Африки, главной целью которой стало бы ускоренное социально-экономическое развитие, индустриализация, улучшение качества жизни населения. Определены основные принципы построения указанной энергетической системы.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
Статья посвящена анализу ограничений выхода российских продавцов и маркетплейсов на рынок электронной коммерции стран АСЕАН. В условиях санкций рынок АСЕАН может стать одним из ключевых направлений для экспорта, что обусловлено прогнозируемым среднегодовым ростом трансграничной торговли в регионе и значительным присутствием зарубежных поставщиков. Проанализированы барьеры в рамках законодательства об электронной коммерции, такие как продвижение товаров местного производства (например, за счет установления минимальной импортной цены), установление требований к регистрации и лицензированию иностранных продавцов и платформ, требования по назначению контактного лица и пр. Дана оценка, насколько такие требования могут быть протекционистской политикой стран против иностранных продавцов (с точки зрения подходов ВТО, ОЭСР). Рассмотрены кросс-секторальные требования для ведения бизнеса, например, требование локализации компаний (открытие филиала или местной компании), а также специальные ограничения на иностранные инвестиции в розничной торговле.
Статья посвящена исследованию состояния ресурсной базы Российской Федерации и Республики Крым в отношении сырья для производства эфирных масел, оценки инфраструктуры регионального рынка парфюмерной и косметической продукции, в том числе по категории эфирных масел и резиноидов. Определены региональные производители, формирующие товарообеспечивающую систему рынка эфирных масел. Исследована статистическая информация, отражающая состояние отрасли растениеводства в направлении наращивания площадей, отведенных под выращивание многолетних и однолетних эфироносов, отмечена динамика изменения урожайности валового сбора эфироносных культур. Рассмотрено состояние внешнеторговых операций, определены направления внешнеэкономической политики, касающиеся наращивания экспорта в страныпартнеры. Оценен экспортный потенциал страны и региона с позиции производства и сбыта эфирных масел, установлены потенциальные экспортеры региональной продукции. Отмечено сокращение объемов импорта эфирных масел и резиноидов, обусловленное наращиванием внутреннего производства. Определены инструменты государственного регулирования, направленные на поддержку отрасли и развитие экспорта.
Исследование процессов развития взаимной (внутрирегиональной) торговли стран – участниц интеграционных объединений значительно актуализировалось в настоящее время под влиянием ряда мировых тенденций – фрагментации, цифровизации, необходимости более активно обеспечивать национальные экономические интересы. Цель статьи – проанализировать мировой опыт развития торговли в рамках интеграционных объединений различных макрорегионов и, сконцентрировав внимание на ЕАЭС, исследовать взаимные торговые процессы в объединении с точки зрения факторов, влияющих на них. Объект исследования – проблемы во взаимной торговле в рамках ЕАЭС в условиях роста глобальной нестабильности. В статье проведено исследование аналитических материалов и объективных статистических данных по взаимной торговле на пространстве ЕАЭС. Определены ключевые факторы, способствующие расширению торговли в странах – участницах Евразийского экономического союза. По мнению авторов, исследование внутрирегиональных торгово-экономических связей в ЕАЭС в контексте растущей неустойчивости мировой экономики может играть значимую практическую роль с точки зрения разработки и реализации концепций приспособления стратегий интеграции и торговли к имеющимся и возникающим изменениям. Авторы приходят к выводу о том, что глобальная нестабильность оказывает неоднозначное воздействие на региональные процессы взаимной торговли как в мире в целом, так и в рамках ЕАЭС, создавая не только проблемы для интеграционной торговли, но и новые возможности развития.
В условиях происходящих трансформаций международная торговля продолжает оставаться важнейшей формой внешнеэкономического взаимодействия между странами и углубления международного разделения труда. Наращивание объемов экспорта – одна из приоритетных задач, как на федеральном, так и на региональном уровне. В статье проанализирована специфика внешней торговли Удмуртской Республики. Хотя доля республики в российском экспорте товаров и услуг незначительная, она является лидером среди регионов России по темпам роста несырьевого неэнергетического экспорта. Это связано с отраслевой специализацией региона, имеющего самый большой показатель по доле продукции ОПК в структуре экспорта среди всех регионов России. В регионе прослеживается тенденция по увеличению количества экспортеров в целом, а также доли малого и среднего бизнеса, ведущего экспортную деятельность. Все это говорит о высоком потенциале экспортной деятельности как для отдельно взятых предприятий, так и для экономики региона в целом. В статье обоснована значимость разработки системы мер развития и поддержки экспорта Удмуртской Республики, охарактеризованы ее основные участники, выявлены сильные и слабые стороны, угрозы и возможности существующей инфраструктуры поддержки экспорта, разработаны предложения по совершенствованию мер поддержки экспортной деятельности Удмуртской Республики для реализации стратегической задачи по развитию несырьевого неэнергетического экспорта.
Исследование направлено на оценку влияния торговых соглашений на двусторонние торговые потоки Северной Македонии. Применяя расширенную гравитационную модель к набору панельных данных, охватывающих 94 страны за период с 1995 по 2023 г., авторы предоставляют доказательства того, что торговые соглашения действительно увеличили торговые потоки в Македонии. Полученные данные свидетельствуют о более значительном воздействии торговых соглашений на импорт по сравнению с экспортом. В какой-то степени этот результат соответствует ожиданиям, поскольку еще до вступления в силу этих соглашений более 80% экспортируемых Македонией товаров уже направлялись в страны, на которые распространяются действующие зоны свободной торговли. Показано, что сами торговые соглашения оказались менее влиятельными по сравнению с другими факторами, такими как общая история и культурная близость. Тем не менее при анализе динамики эффектов расширения, связанных с торговыми соглашениями, за последние двадцать лет cтановится очевидным, что их влияние постепенно усиливается. Вместе с тем несмотря на то, что первоначальные выгоды могут показаться незначительными, устойчивое взаимодействие в рамках торговых зон в конечном итоге приносит большие выгоды в течение более длительного периода времени.
В статье проведен анализ современного этапа международной торговли и мировой торговой системы. Установлено, что в последние четверть века имеет место комплексная и глубокая трансформация мировой торговой системы, а также формируются ее новые долгосрочные характеристики. Выявлены и проанализированы основные факторы, оказывающие стимулирующее воздействие на трансформационные процессы в сфере мировой торговли – технологические, экономические и рыночные, институциональные и политические, а также глобальные вызовы и кризисы, под влиянием которых сегодня функционирует мировая торговая система. Эти факторы привели к смартизации мировой торговли, т. е. появлению и усилению в ее системе таких характеристик, как прозрачность, инклюзивность и адаптивность. Данные характеристики присущи торговым процессам, происходящим на уровне компаний, регионов, в мире в целом, что требует от стран ускоренными темпами пересматривать свои стратегии и механизмы в сфере международной торговли.
МИРОВАЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОЫВАЯ СИСТЕМА
Динамично развивающаяся в настоящее время валютно-финансовая система Африки, длительное время находящаяся в неоколониальной зависимости от транснациональных финансовых групп и международного капитала, идет по собственному пути развития, который во многом отличается от финансового развития других глобальных регионов. Африка южнее Сахары демонстрирует уникальный опыт эволюции монетарной системы с самой высокой динамикой роста финтеха и электронных небанковских платежей в мире. Активное экстенсивное развитие панафриканских финансовых групп и тренд на вытеснение ими иностранных и транснациональных финансовых корпораций из Африки с каждым годом увеличивается. Африка является одним из мировых лидеров по развитию децентрализованных финансов и майнинга криптовалют. Континент остается с высоким внешним государственным долгом, сформированным главным образом в постколониальный период своей истории, который блокирует экономическое развитие африканских стран и достижение целей устойчивого развития. Наряду с этим научный и политический дискурс о реформировании мировой финансовой архитектуры приобретает жесткий характер, так как в современном ее виде она не может эффективно противостоять новым вызовам, которые еще более усугубили накопившиеся за последние десятилетия проблемы. Африка – главный бенефициар реформы мировой валютно-финансовой системы, в которой она должна занять адекватное своей растущей международной роли место в геополитическом и геоэкономическом плане. Африка южнее Сахары может стать тем триггером, который ускорит реформирование мировой финансовой архитектуры, а также своеобразным полигоном для соответствующих пилотных проектов.
Заимствование финансовых ресурсов из-за рубежа развивающимися странами призвано содействовать развитию реального сектора экономики и, следовательно, экономическому росту. Однако зачастую неэффективное использование внешних займов, встречающееся в странах Африки, приводит к использованию полученных средств финансовыми институтами в спекулятивных целях, а также для обслуживания ранее полученных долгов. С 1970-х гг. Эфиопия не была склонна к проведению политики активного заимствования на внешних рынках. Только к началу 1990-х гг. проводимая политика либерализации привела к активному кредитованию Эфиопии из-за рубежа, вследствие чего ее внешний долг достиг рекордных 139% ВВП. После списания части долгов кредитная экспансия продолжалась, причем к традиционным кредиторам в лице международных организаций и развитых стран подключился Китай. Ситуация с внешним долгом Эфиопии стала ухудшаться к концу 2010-х гг., что определялось повышением риска дефолта, ухудшением состояния платежного баланса, искажениями в структуре внешней торговли, а также вооруженными конфликтами. К 2023 г. правительство Эфиопии вело переговоры о введении моратория на выплату по долгу и его реструктуризации, однако они не принесли должного результата, и страна объявила дефолт по некоторым выплатам, вызванный нарушением состояния платежного баланса и замедлением экономического роста. В статье исследовано формирование внешней задолженности Эфиопии, а также причины и последствия дефолта 2023 г.
ISSN 2414-4649 (Online)




































