Preview

Международная торговля и торговая политика

Расширенный поиск

Профессиональное образование в постиндустриальной экономике

https://doi.org/10.21686/2410-7395-2019-3-19-33

Аннотация

В статье анализируются тенденции развития профессионального образования в контексте глобальных сдвигов, происходящих в современной экономике вследствие ее технологического развития. Перенос бизнес-процессов в цифровую среду приводит к кардинальному переформатированию всей сферы труда, изменению его качества, а также форм взаимодействия людей в процессе производства благ и услуг. Автор выделяет основные факторы, оказывающие решающее воздействие на эволюцию профессиональной деятельности человека, принципиально меняющие требования к системе профессионального образования, как с точки зрения его содержания, так и с точки зрения способов получения. К основным факторам происходящих трансформаций, по мнению автора, относятся стремительное распространение цифровых платформ, приходящих на смену традиционным отраслям экономики, автоматизация когнитивной деятельности, основанной на алгоритмическом повторении определенного набора действий. Анализируя действие этих факторов, автор отмечает их противоречивое влияние на сферу профессиональной занятости и профессионального образования, приходит к выводу о необходимости смены самой парадигмы развития профессионального образования, реализации нетривиальных организационных решений в процессе преобразования его институциональной инфраструктуры. В статье подчеркивается, что профессиональное образование в современных условиях становится не просто связующим звеном между рынком труда и человеком, но и начинает выполнять широкий спектр социальных функций. Это особенно важно при сокращении сфер приложения труда в условиях высокотехнологичной цифровой экономики.

Об авторе

Е. С. Садовая
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук
Россия
кандидат экономических наук, доцент, заведующая отделом комплексных социальноэкономических исследований


Список литературы

1. Бауман З. Индивидуализированное общество : пер. с англ. / под ред. В. Л. Иноземцева. – М. : Логос, 2005

2. Водянова И. Н. Новая ремесленная экономика как вид малого предпринимательства // Проблемы современной экономики. – 2010.– № 2. – .С. 45–52

3. Геллнер Э. Нации и национализм. – М. : Прогресс, 1991.

4. Грин Э. Многоликость обучения на протяжении всей жизни: новейшие тенденции европейской образовательной политики // Сибирский учитель. – 2006. – Т 4. – С. 34–40.

5. Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. – 2011. – Т. 6. – № 1–2.

6. Лебедева Л. Ф., Емельянов Е. В. Государство и формирование трудового потенциала в ХХI веке (опыт США) // Труд за рубежом. – 2008. – №. 3. – С. 3–21.

7. Мак Е. В. Структурные особенности безработицы в США // Труд за рубежом. – 2008. – № 1. – С. 80–84.

8. Мосолова Е. Н. Ключевые компетенции специалиста: взгляд работодателей // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 1 (5). – С. 23–26.

9. Паркер Дж., Альстин ван М., Чаудари С. Революция платформ: как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас : пер. с англ. Е. Пономаревой; научн. ред. В. Смирнов. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017.

10. Пирсон К. Страны поздней индустриализации и развитие государства всеобщего благосостояния // SPERO. – 2010. – № 12. – С. 53–90.

11. Садовая Е. Цифровая экономика и новая парадигма рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – T. 62. – № 12. – С. 35–45.

12. Садовая Е. С., Сауткина В. А. Трансформация принципов современного мироустройства: социальный аспект. – М. : ИМЭМО РАН, 2015. С. 101–116.

13. Allison B. B. Access and the Cultural Infrastructure.The Center for Arts and Culture // Arts, Culture  the National Agenda. – 2002. – Issue November. – URL: www.culturalpolicy.org.

14. Automation Could Destroy Millions of Jobs. We Have to Deal with it Now. Yvette Cooper. 06.08.2018. – URL: https://www.theguardian.com/ commentisfree/2018/aug/06/automation-destroy-millions-jobs-change.

15. Barro R. Determinants of Economic Growth: a Cross-Country Empirical Study. – Cambridge, MA MIT Press, 1997.

16. Bassamini A., Scarpetta S. The Driving Forces of Economic Growth: Panel Data Evidence for OECD Countries, OECD Economic Studies, 2001.

17. Brynjolfsson E., McAfee A. Race Against the Machine: How the Digital Revolution is Accelerating Innovation, Driving Productivity and Irreversibly Transforming Employment and the Economy, 2011. – URL https://www. researchgate.net/publication/260319386_Race_Against_The_Machine_How _The_Digital_Revolution_Is_Accelerating_Innovation_Driving_Productivity _and_Irreversibly_Transforming_Employment_and_The_Economy.

18. Disruptive Technologies: Advances that will Transform Life, Business, and the Global Economy. – 2013. – May Report. – URL: https:// www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/ disruptive-technologies.

19. Flabbia L., Paternostrod S., Tiongsone E. Returns to Education in the Economic Transition: a Systematic Assessment Using Comparable Data // Economics of Education Review. – 2008. – Vol. 27. – P. 724–740.

20. Grand-Clement S., Devaux A., Belanger J., Manville C. Digital Learning Education and Skills in the Digital Age. – URL: https://www.rand.org/ pubs/conf_proceedings/CF369.html.

21. Human Learning in the Digital Era. 2018. – URL: https://unesdoc. unesco.org/ark:/48223/pf0000367761.locale=ru.

22. Howard D. The Robot Scabs are Coming to Take Your Jobs. Updated.– 2017. – April 15. – URL: https://edition.cnn.com/2017/04/15/opinions/ the-robot-scabs-are-coming-to-take-your-jobs-howard-opinion/index.html.

23. Krugman P. Degrees and Dollars, 2011. – March. – URL: https://www.nytimes.com/2011/03/07/opinion/07krugman.html?_r=0.

24. Sharing Economy Logistics. Rethinking Logistics with Access over Ownership. DHL. 2017. – May. – URL: https://www.dhl.com/content/dam/ downloads/g0/about_us/logistics_insights/DHLTrend_Report_Sharing_ Economy.pdf.

25. Sianesi B., Van Reenen J. The Returns to Education: A Review of the Empirical MacroEconomic Literature. The Institute for Fiscal Studies, IFS, WP02/05, 2002. – March

26. Technology at Work v2.0. The Future Is Not What It Used to. Citi GPS: Global Perspectives & Solutions, 2016. – January. – URL: https://www. oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/reports/Citi_GPS_Technology_Work_2. pdf.


Рецензия

Для цитирования:


Садовая Е.С. Профессиональное образование в постиндустриальной экономике. Международная торговля и торговая политика. 2019;(3):19-33. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2019-3-19-33

For citation:


Sadovaya E.S. Professional Education in The Post – Industrial Economy : Challenges of Digital Transformation. International Trade and Trade Policy. 2019;(3):19-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2410-7395-2019-3-19-33

Просмотров: 322


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-7395 (Print)
ISSN 2414-4649 (Online)