Международные стандарты электронной коммерции и факторы ее глобального развития
https://doi.org/10.21686/2410-7395-2025-3-94-113
Аннотация
В статье проанализированы основные подходы к трактовке категории «электронная коммерция», показаны ее существующие формы, а также сделан акцент на появлении новых, включая социальную торговлю, мобильную торговлю и др. Также расширяется охват объектов электронной торговли, которая не ограничивается товарами народного потребления и все чаще втягивает в свою орбиту промышленное оборудование. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа международных стандартов электронной коммерции и оценки их влияния на национальные процессы регулирования и развития. Рассмотрены ключевые международные соглашения и нормативные акты в области e-commerce. Исследование показало, что международные стандарты и многосторонние соглашения играют ключевую роль в формировании правовой и институциональной основы цифровой торговли на национальном и глобальном уровнях, обеспечивая прозрачность, совместимость и доверие между участниками трансграничных сделок. Такие организации, как ВТО, ЮНСИТРАЛ, ISO и ОЭСР формируют принципы, способствующие гармонизации правил электронной коммерции на глобальном уровне. Однако не все аспекты развивающейся, в том числе в формальном плане, электронной торговли сегодня регулируются в полной мере. Установлено, что основными факторами развития электронной коммерции на глобальном уровне выступают расширение интернет-инфраструктуры и доступ к цифровым технологиям, финансовая включенность и платежные решения, логистическая инфраструктура и службы доставки, социально-экономические и культурные факторы, глобализация и интеграция рынков, трансфер технологий, а также внешние шоки и особые обстоятельства.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. В. СоловьёваРоссия
Юлиана Владимировна Соловьёва, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры национальной экономики
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Список литературы
1. Новые тренды цифровизации: мир и Россия. – М. : Инфра-М, 2023.
2. Соловьёва Ю. В. Трансфер технологий в инновационной экономике: сущность, формы, методы // Инновационная экономика. – 2014. – № 4 (1). – С. 7.
3. Соловьёва Ю. В. Трансфер технологий в странах БРИКС: проблемы и перспективы // Экономический журнал. – 2015. – № 4 (40). – С. 85–96.
4. Соловьёва Ю. В., Юй Мэнсинь. Текущая ситуация в области развития трансграничной электронной торговли в Китае // Международная торговля и торговая политика. – 2023. – Т. 9. – № 2 (34). – С. 126–133. – DOI: 10.21686/2410-7395-2023-2-126-133
5. Шкваря Л. В. Цифровая экономика: опыт Индии // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 3 (116). – С. 223–226. – DOI: 10.34925/EIP.2020.116.3.044
6. Шкваря Л. В. Страны Северной Африки: экономическое развитие и готовность к цифровизации // Международная торговля и торговая политика. – 2022. – Т. 8. – № 2 (30). – С. 105–117. – DOI: 10.21686/2410-7395-2022-2-105-117
7. Шкваря Л. В., Хуинх Фыонг Кхуе. Электронная торговля во Вьетнаме: современное состояние, динамика, государственное регулирование // Россия и Азия. – 2025. – № 2. – С. 40–52.
8. Kalakota R., Whinston A. B. Electronic Commerce: A Manager’s Guide. Addison-Wesley, 1997.
9. Nguyen Van Tho, Tran Thi Bich Ngoc. The Development of E-Commerce in Vietnam: Trends and Challenges // Vietnam Journal of Science and Technology. – 2020. – N 4. – Р. 45–52.
10. Solovieva Y. V., Chernyaev M. V., Korenevskaya A. V. Transfer of technology in Asian-Pacific Economic Cooperation States. Regional Development Model // Journal of Applied Economic Sciences. – 2017. – Т. 12. – N 5 (51). – С. 1473–1484.
11. Shkvarya L.V., Hailing Y. Digital Economy in China: Modern Trends // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Institute of Scientific Communications Conference, 2021. – P. 1209–1216. DOI: 10.1007/978-3-030-69415-9_131
12. Тurban E., King D., Lee J., Liang T.P., Turban D. C. Electronic Commerce 2018: A Managerial and Social Networks Perspective. – 9th ed. – Springer, 2018.
13. Zwass V. Electronic Commerce: Structures and Issues // International Journal of Electronic Commerce. – 1996. – Vol. 1. – Issue 1. – P. 3–23.
Рецензия
Для цитирования:
Соловьёва Ю.В. Международные стандарты электронной коммерции и факторы ее глобального развития. Международная торговля и торговая политика. 2025;11(3):94-113. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2025-3-94-113
For citation:
Solovieva Yu.V. International e-Commerce Standards and Factors of Its Global Development. International Trade and Trade Policy. 2025;11(3):94-113. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2410-7395-2025-3-94-113