Preview

Международная торговля и торговая политика

Расширенный поиск

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТЕХНИЧНОСТИ И ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ТОРГОВЫХ УСЛУГ

https://doi.org/10.21686/2410-7395-2023-3-51-65

Аннотация

В статье проведено исследование понятий «техничность» и «технологичность» применительно к торговым услугам. На основании ряда нормативных и научных подходов определены методы, позволяющие рационально оценить техники исполнения торговых услуг. Составлена схема методики оценки техничности и технологичности торговых услуг, определены источники необходимой информации и ожидаемые результаты. Представлена модель оценивания техничности и технологичности торговых услуг, учитывающая отдельные показатели и коэффициенты их весомости. Предложена шкала оценивания результатов анализа, отмечены отклонения, оказывающие влияние на балльную оценку. Определены интервалы в балльной оценке, определяющие категорию торговых услуг с позиции их технического уровня исполнения, учитывающего общий уровень квалификации персонала, оснащенности торгового предприятия средствами и инструментами для оказания соответствующих услуг, а также наличия опыта применения средств материального обеспечения для повышения качественных характеристик торгового обслуживания. Цель исследования – разработка подхода к определению уровня техники исполнения торговых услуг с позиции их техничности и технологичности, выступающих в роли качественных показателей. Актуальность исследования обоснована отсутствием в практике оценки качества торгового обслуживания методик и методологий, предусматривающих определение категории торговых услуг с позиции уровня техничности и технологичности их исполнения и позволяющих объективно оценить соответствие предоставленных торговых услуг заявленному уровню работы предприятия и ожиданиям потребителей. Научная новизна исследования заключается в разработке методики оценки техничности и технологичности торговых услуг для установления их категории, отражающей общий уровень организации работы предприятия. В качестве методов исследования использовались общенаучные подходы, включающие методы кабинетного исследования, анализа и дедукции, наблюдения и синтеза, основанные на изучении положений нормативно правовых актов, а также предшествующих исследований отечественных и зарубежных ученых. 

Об авторе

О. Н. Гутникова
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
Россия

Ольга Николаевна Гутникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела института экономики
и управления КФУ им. В. И. Вернадского

295023, Республика Крым, Симферополь, ул. Севастопольская 21/4



Список литературы

1. Амирова М. М., Пайзуллаева З. К. Современный подход, качество и проблемы обслуживания покупателей в розничной торговле // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – №. 10. – С. 68–74.

2. Бацукин А. В. Качество торгового обслуживания // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2019. – № 11. – С. 72–78.

3. Белецкий М. Д. Основные показатели качества торгового обслуживания, обеспечивающие возможность оценки уровня конкурентоспособности услуг розничной торговли // Научно-практический электронный журнал «Оригинальные исследования (ОРИС)». – 2020. – № 11. – С. 151–163.

4. Белобжецкий В. Методы оценки качества услуг // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2012. – № 1. – С. 374–379.

5. Володченко В. С., Ланцова Д. С., Ивлев О. Ю., Метельницкая Т. А., Бышок К. А., Кадуков К. А. Методы и средства исследования качества услуг, товаров // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 2 (38). – С. 105–107.

6. Гутникова О. Н. Градации качества торговых услуг // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. – 2022. – № 3 (67). – С. 26–31.

7. Гутникова О. Н. Стандарты торгового обслуживания покупателей как элементы корпоративной культуры // Региональная экономика. Юг России. – 2023. – Т. 11. – № 1. – С. 117–124.

8. Депутатова Е. Ю., Зверева А. О. Качество торгового обслуживания как фактор конкурентоспособности в эпоху глобализации // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 11. – С. 3403–3412.

9. Круг Э. А. Оценка качества торгового обслуживания клиентов на примере торгового предприятия // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 85–94.

10. Мусаева Б. М. Особенности функционирования торговой организации // Деловой вестник предпринимателя. – 2021. – № 3 (1). – С. 53–55.

11. Петров П. Ю. Современное определение термина «технологичность» //Технология машиностроения. – 2018. – № 3. – С. 63–67.

12. Прушковский Л. В. Оценка системы качества торгового обслуживания на предприятиях ретейла и ее обоснование // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2017. – Т. 3. – Вып. № 2.

13. Салиев Ш. А. Качество и культура торгового обслуживания: эволюция подходов к определению научных понятий // Вестник Российской академии имени Г. В. Плеханова. – 2008. – № 3. – С. 106–108.

14. Шамохин А. В. Методика анализа качества услуг // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2021. – № 3. – С. 129–136.

15. Шарапов Ф. Р. Методические подходы к оценке качества услуг розничной торговли // Вестник ТГУПБП. – 2011. – № 4 (48). – С. 80–86.

16. Gronroos C. An Applied Service Marketing Theory // European Journal of Marketing. – 1982. – № 16. – Р. 30–41.

17. Gutnikova O. N. Integral Approach to Assessing the Qualiti of Trade Services Using Qualimetry Methods // Dela Press Conference Series: Economics, Business and Manaqement. – 2022. – Vol. 003 (013).


Рецензия

Для цитирования:


Гутникова О.Н. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТЕХНИЧНОСТИ И ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ТОРГОВЫХ УСЛУГ. Международная торговля и торговая политика. 2023;9(3):51-65. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2023-3-51-65

For citation:


Gutnikova O.N. METHODOLOGY FOR ASSESSING THE TECHNICALITY AND MANUFACTURABILITY OF TRADING SERVICES. International Trade and Trade Policy. 2023;9(3):51-65. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2410-7395-2023-3-51-65

Просмотров: 289


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-7395 (Print)
ISSN 2414-4649 (Online)