МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В ЦИФРОВОМ СЕГМЕНТЕ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
https://doi.org/10.21686/2410-7395-2023-3-78-86
Аннотация
В статье исследуются системные изменения в процессе цифровой торговли в XXI в., а также новые риски и угрозы, которые во многом объективно появляются на мировом цифровом рынке. Показано, что внедрение цифровых технологий во все сферы мировой экономики с начала XXI в. распространилось и на систему международных экономических отношений, прежде всего международную торговлю, как наиболее активно развивающуюся форму международных экономических отношений. Цель статьи – исследовать особенности и сформулировать основные характеристики торговли в этом сегменте мирового рынка в 2000–2021 гг. Авторы отмечают, что сегодня в цифровом сегменте мировой экономики, в том числе и в торговле, ситуация складывается несколько иначе, чем в других (традиционных) сегментах. В частности, на цифровую торговлю не представляется возможным распространить тарифные и нетарифные ограничения, нет необходимости осуществлять затратное инвестирование, что снижает издержки субъектов хозяйствования и повышает эффективность их торговых операций. При этом рост конкуренции в цифровом сегменте международной торговли, необходимость усиливать кибербезопасность и уровень защиты авторских прав и интеллектуальной собственности побуждают компании активизировать усилия в инновационной сфере и НИОКР, в образовательном процессе и в целом наращивать свое присутствие в социальной среде. Поскольку цифровая торговля будет активно развиваться в будущем, все эти процессы, по мнению авторов, требуют внимания со стороны предприятий, общественности и государства.
Ключевые слова
Об авторах
Т. В. СизоваРоссия
Татьяна Владимировна Сизова, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов
устойчивого развития
115054, Москва, Стремянный пер., д. 36
Н. А. Волобуев
Россия
Николай Анатольевич Волобуев, кандидат юридических наук, заведующий базовой кафедрой экономического анализа и корпоративного управления производством и экспортом высокотехнологичной продукции
Госкорпорации «Ростех»
115054, Москва, Стремянный пер., д. 36
Д. А. Сизова
Россия
Дарина Александровна Сизова, кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры экономического анализа и корпоративного управления производством и экспортом высокотехнологичной продукции Государственной корпорации «Ростех»
115054, Москва, Стремянный пер., д. 36
Список литературы
1. Андреева Е. Л., Глухих П. Л., Красных С. С. Оценка влияния процессов цифровизации на развитие технологического экспорта регионов России // Экономика региона. – 2020. – Т. 16. – № 2. – С. 612–624.
2. Басаев З. В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. – 2018. – 12 (4). – С. 32–38.
3. Ведута Е. Н., Джакубова Т. Н. Стратегии цифровой экономики // Государственное управление. Электронный вестник. – 2017. – № 63. – С. 43–66.
4. Главина С. Г., Асмятуллин Р. Р. Трансформация мирового рынка образовательных услуг в условиях цифровизации // Управление бизнесом в цифровой экономике : сборник тезисов выступлений / под общ. ред. И. А. Аренкова, М. К. Ценжарик. – СПб., 2019. – С. 265–268.
5. Красных С. С. Влияние цифровизации на внешнеторговую деятельность // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 11 (445). – С. 212–219.
6. Смирнов Е. Н. Цифровая трансформация мировой экономики: торговля, производство, рынки. – М. : Мир науки, 2019.
7. Спартак А. Н. Последствия цифровой трансформации для международной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – № 5. – С. 7–23.
8. Шкваря Л. В. Российско-европейские санкции и их влияние на региональные и глобальные экономические процессы // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 7 (84). – С. 349-353.
9. Шкваря Л. В., Фролова Е.Д. Компаративный анализ развития внешней торговли в цифровом сегменте по регионам мира // Экономика региона. – 2022. – Т. 18. – № 2. – С. 479-493.
10. Шуйский В. П. Цифровизация мировой экономики и структура российского экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 12. – С. 7–17.
11. Bukht R., Heeks R. Defining, Conceptualizing and Measuring the Digital Economy // Global Development Institute working papers. – 2017. – N 68.
12. Rouse M. Digital Economy, Techtarget. – Newton, MA, 2016.
13. Shkalenko A. V., Fadeeva E. A. Analysis of the Impact of Digitalization on the Development of Foreign Economic Activity During COVID-19 Pandemic // Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth : 2nd International Scientific and Practical Conference. – Atlantis Press, 2020, January.
Рецензия
Для цитирования:
Сизова Т.В., Волобуев Н.А., Сизова Д.А. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В ЦИФРОВОМ СЕГМЕНТЕ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ. Международная торговля и торговая политика. 2023;9(3):78-86. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2023-3-78-86
For citation:
Sizova T.V., Volobuev N.A., Sizova D.A. INTERNATIONAL TRADE IN THE DIGITAL SEGMENT: MAIN FACTORS, TRENDS AND PROBLEMS. International Trade and Trade Policy. 2023;9(3):78-86. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2410-7395-2023-3-78-86