Развитие российского экспорта деловых услуг: большой потенциал и пути его реализации
https://doi.org/10.21686/2410-7395-2022-3-96-114
Аннотация
Развитие национального экспорта деловых услуг является показательным для характеристики конкурентоспособности отечественных деловых услуг. Сегодня мировой рынок деловых услуг переживает трансформацию на фоне таких тенденций, как интеллектуализация деловых услуг и цифровизация способов поставки услуг. Данные тенденции могут позволить раскрыть прежде нереализованный (до 2022 г.) потенциал российского экспорта деловых услуг. Несмотря на достаточный спрос на российские услуги в сегментах с такой высокой знаниевой составляющей, как инженерно-проектировочные и архитектурные услуги, Россия была преимущественно импортером деловых услуг. Сегодня российские поставщики деловых услуг сталкиваются с необходимостью переориентации экспорта на новые рынки, что сопряжено не только с обычными трудностями перенаправления бизнеса, но и со спецификой самих деловых услуг. Так, в сегментах интеллектуально емких услуг российские экспортеры сталкиваются с необходимостью обеспечения соответствия квалификационным требованиям для получения допуска к участию на рынке. Кроме того, на новых перспективных рынках деловые услуги развиты в различной степени, часто на более низком уровне, чем в странах традиционного направления российского экспорта деловых услуг, что обусловлено культурными особенностями ведения бизнеса. Для организации государственной поддержки экспорта деловых услуг в развивающихся странах необходимо учитывать ряд их особенностей, определяющих возможности маркетингового продвижения российских экспортеров, а именно: значимость профессиональной репутации исполнителя, бизнес-нетворкинг, частные бизнес-инициативы. Главная задача российских экспортеров деловых услуг на новых рынках – обретение доверия потребителей.
Об авторах
А. Д. ЛевашенкоРоссия
Антонина Давидовна Левашенко, руководитель Центра Россия – ОЭСР
119571, Москва, проспект Вернадского, д. 82
О. С. Магомедова
Россия
Ольга Сергеевна Магомедова, аналитик Центра ответственного ведения бизнеса
119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А
Список литературы
1. В технической академии Росатома стартовало обучение персонала АЭС «Эль-Дабаа». 2021. – 9 сентября. – URL: https://www.rosatom.ru/journalist/news/v-tekhnicheskoy-akademii-rosatoma-startovalo-obuchenie-personala-aes-el-dabaa/
2. Вьетнамский мобильный оператор внедрит решение Jet Toolbar компании «Инфосистемы Джет». 2017. – 14 ноября. – URL: https://www.cnews.ru/news/line/2017-11-14_vetnamskij_mobilnyj_operator_vnedrit_reshenie
3. Левина М. Б. Интеллектуальные услуги как ключевой фактор постиндустриального общества // Экономические исследования. – 2011. № 5 (11).
4. Россия и Иран приступят к строительству АЭС «Бушер-2». 2016. 6 сентября. – URL: https://tass.ru/ekonomika/3597610?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
5. Чепик И. Н. Особенности международной торговли деловыми услугами в Республике Беларусь // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2021. – № 3. – C. 38-48.
6. Allsoft E-commerce и «Лаборатория Касперского» запустили онлайн-продажи во Вьетнаме и Таиланде. 2019. – 27 сентября. – URL: https://www.cnews.ru/news/line/2019-09-27_allsoft_ecommerce_i_laboratoriya
7. Amiti M., Wei S.-J. Fear of Service Outsourcing: Is It Justified? // IMF Working Paper. – 2004. – October.
8. Francesconi A., Dossena C. E-marketplaces for professional e-services: Trust, Reputation and Performance // Information Systems: Crossroads for Organization, Management, Accounting and Engineering. – Berlin : Physica-Verlag HD, 2012. – P. 43–50.
9. Frédéric L., Renucci A. Reputation Capital, Financial Capital, and Entrepreneurship // Oxford Economic Papers. – 2013. – Vol. 65, N 2. – P. 352–71.
10. Hoseini D., Shafiei Nikabadi M. A Model for Key Success Factors for Outsourcing in Project-Based Companies: Integrating Soft and Dynamic Approaches // Journal of Facilities Management. – 2021. – Vol. 19. – N 5. – P. 587–611.
11. Iossa E., Bruno J. The Market for Lawyers and Quality Layers in Legal Services // The RAND Journal of Economics. – 2012. – Vol. 43. – N 4. – P. 677–704.
12. Khavrova K. Intellectualization of Activities in the Context of Business Digitalization // The Scientific Heritage. – 2019. – N 39-3. – P. 33–35.
13. Kim R. Globalizing the Law Curriculum for Twenty-First-Century Lawyering // Journal of Legal Education. – 2018. – Vol. 67. – N 4. – P. 905–948.
14. Law M. T., Kim S. Specialization and Regulation: The Rise of Professionals and the Emergence of Occupational Licensing Regulation // The Journal of Economic History. – 2005. – Vol. 65. – N 3. – P. 723–756.
15. Ogorodova L. M., Kress V. M., Pokholkov Yu. P. Engineering Education and Enginerring in Russia: Problems and Solutions // Engineering Education. – 2012. – N 12. – P. 16-21.
16. Panshin B., Ge Ch. Intellectualization of Business Services as a key Factor in the Formation of the Digitalization of the “One Belt One Road” Project // Economics. Management. Innovations. – 2019. – N 2 (6). – P. 64–68.
17. Trushchenko V., Maloletko A.N., Kaurova O. V. Outsourcing in the Organization of Global Business Services // Advances on Social Science, Education and Humanities Research. – 2019. – Vol. 364. – P. 318–325.
18. Yoganarasimhan H. The Value of Reputation in an Online Freelance Marketplace // Marketing Science. – 2013. – Vol. 32. – N 6. – P. 860–891.
19. Zemnukhova L. Russian IT specialists and their Professional Mobility abroad // INTER. – 2017. – N 14. – P. 5–15.
Рецензия
Для цитирования:
Левашенко А.Д., Магомедова О.С. Развитие российского экспорта деловых услуг: большой потенциал и пути его реализации. Международная торговля и торговая политика. 2022;8(4):96-114. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2022-3-96-114
For citation:
Levashenko A.D., Magomedova O.S. Development of Russian export of business services: great potential and ways to fulfill it. International Trade and Trade Policy. 2022;8(4):96-114. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2410-7395-2022-3-96-114