Preview

Международная торговля и торговая политика

Расширенный поиск

Продвижение кампаний «Покупай национальное» в странах ЕС и ЕАЭС

https://doi.org/10.21686/2410-7395-2021-3-41-54

Аннотация

В статье определено, что продвижение политики «Покупай национальное» носит протекционистский характер и зачастую может не соответствовать международным правилам торговли, в том числе в рамках интеграционных объединений. Такой подход государств – участников интеграционных объединений (ЕАЭС не является исключением) отчасти тормозит развитие интеграционных процессов. В результате анализа исследований по данной проблеме выявлено, что потребители в некоторых странах поддерживают политику «Покупай национальное», при этом их покупательские привычки коренным образом не изменяются. В рамках исследования проанализированы отдельные способы применения кампаний «Покупай национальное» в странах Европейского союза и Евразийского экономического союза и показано, что страны активно используют данную политику, объясняя эти меры поддержкой национальной экономики. Однако такие действия ставят под угрозу развитие интеграции. На основе полученных результатов выработаны возможные рекомендации по кооперации государств – членов ЕАЭС для равной представленности товаров из стран пятерки в объектах розничной торговли. В частности, предложено разработать и принять модельный кодекс добросовестных практик торговых сетей в качестве норм «мягкого» права, закрепив в нем принцип недискриминации к товарам из государств – членов ЕАЭС.

Об авторах

К. Н. Еликбаев
Евразийская экономическая комиссия
Россия

Куаныш Нурланович Еликбаев, кандидат экономичеcких наук, заместитель директора департамента

119121, Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5, стр. 1



Г. В. Подбиралина
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Галина Викторовна Подбиралина, кандидат экономичеcких наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36



Список литературы

1. Беленькая М. Исламский мир объявил бойкот Франции // Комер-сантъ. – 2020. – 26 октября. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4548854 (дата обращения: 17.06.2021).

2. Доля товаров отечественного производства в розничном товаро-обороте. Розничная торговля. Годовые данные. – URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vnytrennia-torgovlya/roznichnaya-torgovlya/godovye-dannye/ (дата обращения: 17.06.2021).

3. Европейский союз в XXI веке: время испытаний / под ред. О. Ю. Потемкиной. (отв. ред.), Н. Ю. Кавешникова, Н. Б. Кондратьевой. – М. : Весь Мир, 2012.

4. Евченко Н. Н., Насыров Р. М. Импортозамещение российских про-довольственных ретейлеров: опыт корпоративного производства торговой сети «Магнит» // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Об-щественные науки. – 2019. – № 4 (204). – С. 104–110.

5. Еликбаев К. Н. Ключевые особенности и причины нового глобаль-ного протекционизма // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 12 (127). – С. 481–483.

6. Ладаускас С. В., Стрельцова Н. В. Региональные знаки качества как инструмент программ поддержки местных товаропроизводителей в субъ-ектах Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 35. – С. 50–55.

7. Мунши А. Ю., Александрова Л. Ю., Мунши А. Ш. Оценка состояния и тренды развития розничной торговли России // Вестник Российского университета кооперации. – 2020. – № 2 (40). – С. 78–84.

8. Эвенет С. Дж. Умеет ли Байден заключать сделки? Что мы знаем о торговой политики новой администрации США? 14 апреля 2021 г. – URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/o-torgovoy-politike-novoy-administratsii-ssha/

9. Jovanić T., Cogoljević M., Pejović D. ”Buy National” campaigns and food country of origin labeling – EU legal framework and its relevance for Serbia. –URL: https://www.researchgate.net/publication/328522646_campaigns_and_food_country_of_origin_labeling_EU_legal_framework_and_its_relevance_for_Serbia. (дата обращения: 24.06.2021).

10. Krugman P. Protectionism and Stimulus (Wonkish) // The New York Times. – 2009. – February 1.

11. Kühschelm O. Buy National Campaigns: Patriotic Shopping and the Capitalist Nation State // Journal of Modern European History. – 2020. – N 18 (1). P. 79-95. – DOI: 10.1177/1611894419894503.

12. Larch M., Lechthaler W. Why “Buy American” is a Bad Idea but Politicians Still Like It // Kiel Working Paper. – 2009. – N 1570. – URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/30046/1/618297030.pdf

13. Larch M., Lechthaler W. Is there a short-run case for protectionism? Trade policy and the business cycle. – 2011. – N 717. – URL: https://socionet.ru/publication.xml?h=repec:zbw:ifwkwp

14. Lazur J., Nagy Z. New Minimum Quotas for the Promotion of Domestic Products in Slovakia. – URL: https://ceelegalmatters.com/slovakia/11791-new-minimum-quotas-for-the-promotion-of-domestic-products-in-slovakia/ (дата обращения: 24.06.2021).

15. Liefeld J. Consumer Knowledge and Use of Country-of-Origin Information at the Point of Purchase // Journal of Consumer Behaviour. – 2005. – N 4 (2). – Р. 85–96. – URL: https://www.researchgate.net/publication/273885362_Consumer_knowledge_and_use_of_country-of-origin_information_at_the_point_of_purchase и др. (дата обращения: 17.06.2021).

16. Mbaga M., Al Abri L., Bose S, Boughanmi H. Omani Consumer’s Ethnocentrism and Demand for Locally Produced Products // American Journal of Industrial and Business Management. – 2018. – N 8. – P. 1440-1459. – DOI: 10.4236/ajibm.2018.86097.

17. Watson J. J., Wright K. Consumer Ethnocentrism and Attitudes Toward Domestic and Foreign Products // European Journal of Marketing. – 2000. – Vol. 34. – N 9/10. – P. 1149–1166. – DOI: org/10.1108/03090560010342520


Рецензия

Для цитирования:


Еликбаев К.Н., Подбиралина Г.В. Продвижение кампаний «Покупай национальное» в странах ЕС и ЕАЭС. Международная торговля и торговая политика. 2021;7(4):41-54. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2021-3-41-54

For citation:


Elikbaev K.N., Podbiralina G.V. Buy national campaigns promotionin the EU and EAEU countries. International Trade and Trade Policy. 2021;7(4):41-54. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2410-7395-2021-3-41-54

Просмотров: 392


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-7395 (Print)
ISSN 2414-4649 (Online)