Продвижение кампаний «Покупай национальное» в странах ЕС и ЕАЭС
https://doi.org/10.21686/2410-7395-2021-3-41-54
Аннотация
В статье определено, что продвижение политики «Покупай национальное» носит протекционистский характер и зачастую может не соответствовать международным правилам торговли, в том числе в рамках интеграционных объединений. Такой подход государств – участников интеграционных объединений (ЕАЭС не является исключением) отчасти тормозит развитие интеграционных процессов. В результате анализа исследований по данной проблеме выявлено, что потребители в некоторых странах поддерживают политику «Покупай национальное», при этом их покупательские привычки коренным образом не изменяются. В рамках исследования проанализированы отдельные способы применения кампаний «Покупай национальное» в странах Европейского союза и Евразийского экономического союза и показано, что страны активно используют данную политику, объясняя эти меры поддержкой национальной экономики. Однако такие действия ставят под угрозу развитие интеграции. На основе полученных результатов выработаны возможные рекомендации по кооперации государств – членов ЕАЭС для равной представленности товаров из стран пятерки в объектах розничной торговли. В частности, предложено разработать и принять модельный кодекс добросовестных практик торговых сетей в качестве норм «мягкого» права, закрепив в нем принцип недискриминации к товарам из государств – членов ЕАЭС.
Об авторах
К. Н. ЕликбаевРоссия
Куаныш Нурланович Еликбаев, кандидат экономичеcких наук, заместитель директора департамента
119121, Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5, стр. 1
Г. В. Подбиралина
Россия
Галина Викторовна Подбиралина, кандидат экономичеcких наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36
Список литературы
1. Беленькая М. Исламский мир объявил бойкот Франции // Комер-сантъ. – 2020. – 26 октября. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4548854 (дата обращения: 17.06.2021).
2. Доля товаров отечественного производства в розничном товаро-обороте. Розничная торговля. Годовые данные. – URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vnytrennia-torgovlya/roznichnaya-torgovlya/godovye-dannye/ (дата обращения: 17.06.2021).
3. Европейский союз в XXI веке: время испытаний / под ред. О. Ю. Потемкиной. (отв. ред.), Н. Ю. Кавешникова, Н. Б. Кондратьевой. – М. : Весь Мир, 2012.
4. Евченко Н. Н., Насыров Р. М. Импортозамещение российских про-довольственных ретейлеров: опыт корпоративного производства торговой сети «Магнит» // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Об-щественные науки. – 2019. – № 4 (204). – С. 104–110.
5. Еликбаев К. Н. Ключевые особенности и причины нового глобаль-ного протекционизма // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 12 (127). – С. 481–483.
6. Ладаускас С. В., Стрельцова Н. В. Региональные знаки качества как инструмент программ поддержки местных товаропроизводителей в субъ-ектах Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 35. – С. 50–55.
7. Мунши А. Ю., Александрова Л. Ю., Мунши А. Ш. Оценка состояния и тренды развития розничной торговли России // Вестник Российского университета кооперации. – 2020. – № 2 (40). – С. 78–84.
8. Эвенет С. Дж. Умеет ли Байден заключать сделки? Что мы знаем о торговой политики новой администрации США? 14 апреля 2021 г. – URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/o-torgovoy-politike-novoy-administratsii-ssha/
9. Jovanić T., Cogoljević M., Pejović D. ”Buy National” campaigns and food country of origin labeling – EU legal framework and its relevance for Serbia. –URL: https://www.researchgate.net/publication/328522646_campaigns_and_food_country_of_origin_labeling_EU_legal_framework_and_its_relevance_for_Serbia. (дата обращения: 24.06.2021).
10. Krugman P. Protectionism and Stimulus (Wonkish) // The New York Times. – 2009. – February 1.
11. Kühschelm O. Buy National Campaigns: Patriotic Shopping and the Capitalist Nation State // Journal of Modern European History. – 2020. – N 18 (1). P. 79-95. – DOI: 10.1177/1611894419894503.
12. Larch M., Lechthaler W. Why “Buy American” is a Bad Idea but Politicians Still Like It // Kiel Working Paper. – 2009. – N 1570. – URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/30046/1/618297030.pdf
13. Larch M., Lechthaler W. Is there a short-run case for protectionism? Trade policy and the business cycle. – 2011. – N 717. – URL: https://socionet.ru/publication.xml?h=repec:zbw:ifwkwp
14. Lazur J., Nagy Z. New Minimum Quotas for the Promotion of Domestic Products in Slovakia. – URL: https://ceelegalmatters.com/slovakia/11791-new-minimum-quotas-for-the-promotion-of-domestic-products-in-slovakia/ (дата обращения: 24.06.2021).
15. Liefeld J. Consumer Knowledge and Use of Country-of-Origin Information at the Point of Purchase // Journal of Consumer Behaviour. – 2005. – N 4 (2). – Р. 85–96. – URL: https://www.researchgate.net/publication/273885362_Consumer_knowledge_and_use_of_country-of-origin_information_at_the_point_of_purchase и др. (дата обращения: 17.06.2021).
16. Mbaga M., Al Abri L., Bose S, Boughanmi H. Omani Consumer’s Ethnocentrism and Demand for Locally Produced Products // American Journal of Industrial and Business Management. – 2018. – N 8. – P. 1440-1459. – DOI: 10.4236/ajibm.2018.86097.
17. Watson J. J., Wright K. Consumer Ethnocentrism and Attitudes Toward Domestic and Foreign Products // European Journal of Marketing. – 2000. – Vol. 34. – N 9/10. – P. 1149–1166. – DOI: org/10.1108/03090560010342520
Рецензия
Для цитирования:
Еликбаев К.Н., Подбиралина Г.В. Продвижение кампаний «Покупай национальное» в странах ЕС и ЕАЭС. Международная торговля и торговая политика. 2021;7(4):41-54. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2021-3-41-54
For citation:
Elikbaev K.N., Podbiralina G.V. Buy national campaigns promotionin the EU and EAEU countries. International Trade and Trade Policy. 2021;7(4):41-54. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2410-7395-2021-3-41-54