ОПРОСНЫЙ МЕТОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕТАРИФНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ
https://doi.org/10.21686/2410-7395-2018-1-143-154
Аннотация
Актуальность проблемы выявления нетарифных барьеров для внешнеэкономической деятельности предприятий обусловлена расширением использования этих барьеров в последние десятилетия. В работе проводится сравнительный анализ трех основных подходов к выявлению нетарифных барьеров – анализ централизованных отчетов официальных организаций, интерактивный сбор данных с использованием специализированных ресурсов в Интернете, опросы компаний и предприятий – и обосновываются преимущества последнего перед другими методами. Однако достоверность результатов опроса зависит от решения ряда задач, в числе которых – формирование перечня исследуемых барьеров, предлагаемых респондентам в качестве возможных ответов. Анализ практики аналогичных опросов показал, что в последние годы наиболее широко в подобных исследованиях применяется классификация нетарифных барьеров ЮНКТАД. Однако авторами, в том числе на основе пилотных опросов, выявлены недостатки использования данной классификации в неизменном виде, которые могут привести к искажению результатов опроса. Для устранения указанной проблемы авторами сформированы требования, которым должен удовлетворять перечень барьеров для опроса предприятий, а также разработан на основе классификации нетарифных барьеров ЮНКТАД модифицированный перечень нетарифных барьеров для использования в соответствующих опросах компаний и предприятий.
Об авторах
Р. Г. ВолковРоссия
ведущий эксперт
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, научный сотрудник ИНП РАН
Адрес: 117418, Москва, Нахимовский проспект, 47
Е. М. Сабельникова
Россия
ведущий эксперт
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, научный сотрудник ИНП РАН
Адрес: 117418, Москва, Нахимовский проспект, 47
Список литературы
1. Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий / ЦИИ ЕАБР, 2015.
2. Brander J. A., Spencer B. J. Export Subsidies and International Market Share Rivalry // Journal of International Economics. – 1985. – Vol. 18. – N 1–2. – P. 83-100.
3. Deardorff A. V. The Directions of Developing Countries’ Trade: Examples from Pure Theory. – Ed by Oli Havrylyshyn. Exports of Developing Countries: How Direction Affects Performance. The World Bank. – Washington, 1987. – P. 9–21.
4. Donnelly W. A., Manifold D. A Compilation of Reported Non-Tariff Measures: Description of the Information // USITC Office of Economics Working Paper. – 2005. – № 2005-05-A.
5. Guidelines to Collect Data on Official Non-Tariff Measures (January 2016 Version) / UNCTAD. – New York and Geneva, 2016.
6. Navigating Non-Tariff Measures: Insights from a Business Survey in the European Union. International Trade Centre, European Commission. – Geneva: ITC/EC, 2016.
7. World Tariff Profiles / WTO, ITC, UNCTAD. – Geneva, 2016.
8. World Trade Report 2014 / WTO. – Geneva, 2014.
Рецензия
Для цитирования:
Волков Р.Г., Сабельникова Е.М. ОПРОСНЫЙ МЕТОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕТАРИФНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ. Международная торговля и торговая политика. 2018;(1):143-154. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2018-1-143-154
For citation:
Volkov R.G., Sabelnikova E.M. SURVEY METHOD IN IDENTIFYING NON–TARIFF BARRIERS AT EXTERNAL MARKET ANNOTATION. International Trade and Trade Policy. 2018;(1):143-154. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2410-7395-2018-1-143-154