Preview

Международная торговля и торговая политика

Расширенный поиск

Международный научно-практический журнал «Международная торговля и торговая политика» является научным рецензируемым изданием, публикующим статьи и аналитические материалы по следующим научным направлениям: мировая экономика и международные отношения, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело, региональные и товарные рынки, маркетинговые исследования, товароведение, экспертиза. Выпуск журнала осуществляется с 2015 года.

Миссия журнала — развитие информационной базы и распространение результатов российских и зарубежных  научных исследований, наиболее актуальных проблем в области мировой экономики и международных экономических отношений, экономической интеграции и торговой политики. 

Журнал содержит публикации в основном по двум специальностям научных работников:

08.00.14 Мировая экономика;

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством.

В журнале публикуются оригинальные научные статьи и аналитические материалы, а также экспертные оценки и рецензии на современные исследования по проблемам международной торговли, внешнеэкономической деятельности и торгово-экономическим отношениям. Журнал использует широкую многопрофильную базу данных независимых экспертов по оценке поступающего для публикации материала.

Журнал ориентирован как на ученых-экономистов, исследователей, аналитиков, практиков в области мировой экономики и международной торговли, так и на студентов, магистров и аспирантов, интересующихся сферой мировой экономики и международных экономических отношений.

Каждый номер журнала посвящен исследованиям, которые связаны с актуальными событиями и процессами, происходящими на отечественном и мировом рынках.

Учредителем журнала является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (ФГБОУ ВО «РЭУ им.  Г. В. Плеханова»).

Журнал "Международная торговля и торговая политика" является правопреемником журнала "Вестник Российского государственного торгово-экономического университета" 

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендуемых ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: ПИ № ФС 77-6469 от 22 января 2016 г.

Периодичность издания — 4 номера в год

Журнал индексируется в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) (https://elibrary.ru/title_about.asp?id=54693).

 

 

Текущий выпуск

Том 9, № 4 (2023)

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 

5-19 117
Аннотация

Страны Западной Азии одновременно выступают и центрами притяжения в процессах международной миграции рабочей силы (ММРС), и странами, граждане которых выезжают за рубеж для поиска работы (являются трудовыми мигрантами). В статье проводится анализ международной миграции рабочей силы 14 стран Западной Азии без учета бывших республик СССР, таких как Армения, Азербайджан и Грузия, которые включаются сегодня международными организациями в группу стран региона. Ситуация в сфере трудовой миграции в регионе актуализируется в связи, во-первых, с ростом экономики стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ) и стабилизацией социально-экономической и политической ситуации в регионе Западной Азии, во-вторых, с тенденциями по преодолению тех ограничений, которые имели место вследствие распространения коронавирусной инфекции в мире и в регионе, в-третьих, с попытками региона трансформировать национальную экономику и имплементировать новые передовые отрасли и производства на основе инноваций и цифровизации. Представляется важным изучение опыта стран ССАГПЗ в области трудовой миграции для повышения эффективности и снижения издержек ММРС в Российской Федерации. В статье также анализируется ситуация в сфере международной трудовой миграции в Западной Азии, прежде всего в странах ССАГПЗ, активно принимающих рабочую силу из других государств региона и внерегиональных держав. Автор делает выводы о том, что регион и в перспективе сохранит свою роль принимающего иностранную рабочую силу центра на основе адекватной политики стран–реципиентов. География стран происхождения иммигрантов в целом сохраняется неизменной. Период исследования охватывает 2000–2022 гг. Для проведения исследования использовались традиционные методы экономического анализа. Источниками статистической информации стали данные международных баз данных, прежде всего ЮНКТАД, а также региональные отчеты международных организаций. 

20-40 227
Аннотация

Актуальность выявления взаимосвязи структурных сдвигов промышленности и влияния экспорта высокотехнологичной продукции на ценовые и стоимостные параметры внутренних рынков стран-лидеров современной мировой экономики вызвана необходимостью комплексного изучения неопределенности и нарушения равновесия под воздействием структурно-циклических факторов рыночного развития. Разработка актуальных моделей, способствующих выявлению и эмпирическому обоснованию искомой взаимосвязи с позиций частичного равновесия на внешних и внутренних рынках США и КНР (Китая), имеет как теоретическое, так и прикладное значение в условиях реиндустриального поворота, базирующегося на конвергентных технологиях. Целью моделирования является установление и обоснование возможной взаимосвязи структурных сдвигов промышленности и влияния экспорта высокотехнологичной продукции на внутренние рынки США и КНР. На основе предшествующего опыта разработана комплексная эконометрическая модель, включающая расчетно-математический и регрессионно-функциональный инструментарий, позволяющий анализировать зависимые и факторные переменные в рамках двух последовательных циклических волн текущего столетия. Установлены и обоснованы взаимосвязи структурных сдвигов промышленности и влияния экспорта высокотехнологичной продукции на внутренние рынки стран – лидеров мирового промышленно-технологического соперничества – США и КНР. Выявленные в результате моделирования зависимости не только эмпирически, но и концептуально увязывают конкуренцию производителей высокотехнологичной продукции каждой из стран, попеременно соотносимых в качестве страны-экспортера и страны – глобального экспортера соответствующих товарных групп. Полученные результаты отвечают действующей тенденции в мировой экономике, более последовательно раскрывая искомые взаимосвязи, чем при анализе конкуренции конкретных компаний, действующих на олигополистических рынках сравниваемых стран-экспортеров.

41-49 91
Аннотация

Политика ЕС в отношении углеродных тарифов направлена на сокращение выбросов и содействие использованию возобновляемых источников энергии. Государства – члены ЕС в первую очередь принимают ряд мер налогово-бюджетной и налоговой политики, таких как льготная налоговая политика, политика государственных закупок и политика финансовых субсидий, в отношении системы торговли выбросами углерода, содействие созданию, использованию и развитию возобновляемых источников энергии. В статье проводится множественный линейный регрессионный анализ переменных интенсивности выбросов углерода и потребления энергии на душу населения, индекса промышленного производства и ВВП на душу населения на основе соответствующих данных из 8 стран Европейского союза с 2013 по 2019 г. Финансовые субсидии, правила зеленых закупок и налоговое законодательство стран ЕС, участвующих в системе торговли выбросами углекислого газа, подробно изучаются. На основе полученных результатов, авторы предлагают другим странам использовать полезный практический опыт.

50-59 110
Аннотация

Как утверждает экономическая теория и практика, на протяжении десятилетий инфляция в качестве процесса и явления имманентна любой рыночной и/или смешанной экономической системе. Будучи одной из форм выражения макроэкономической нестабильности, инфляция отражает состояние «здоровья» национальной экономики. Изучение ее особенностей и современных закономерностей, а также страновых аспектов в целях снижения негативных последствий циклических колебаний предельно актуализируется в условиях того уровня международной неустойчивости, который наблюдается в настоящее время и, безусловно, оказывает свое давление на ситуацию в Российской Федерации. В статье рассматриваются динамика, факторы, особенности и закономерности инфляционных процессов в Российской Федерации на протяжении последних 5 лет, так как, по мнению автора, во многом они связаны с санкционным прессингом, который не может не ощущать национальная экономика начиная с 2014 г. В статье показана основополагающая и растущая роль стран – лидеров мировой экономики, прежде всего «Группы семи», в мировых инфляционных процессах. Эти государства, как вытекает из исследования, не сумели адаптировать свои национальные системы регулирования к новым явлениям в мире. Так, страны БРИКС имеют гораздо более устойчивые экономические системы, а также трансформируют национальные инструменты денежно-кредитной политики и используют более современные методы. Вместе с тем, несмотря на рекордное количество внешних экономических санкций, российскую экономику можно охарактеризовать как достаточно успешную и стабильную, хотя и сохраняющую ряд проблем, в том числе внутренних, важнейшим инструментом решения которых является импортозамещение. На основе данных международной базы ЮНКТАД проведен компаративный анализ динамики инфляции в Российской Федерации и в других странах мира с глобальной ситуацией в целом.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

60-75 67
Аннотация

Настойчиво проводимая европейскими странами политика санкционных ограничений не только не увенчалась ожидаемыми результатами, но и еще острее привлекла внимание к проблемам самих европейских стран. В статье выдвинута гипотеза о том, что погружение в тематику экономического противостояния все больше выводит на траекторию обсуждения проблемы в идейно-идеологической плоскости. Ценностная проблематика становится все более актуальной, так как либерализм перестал отождествляться с идеей свободы и чего-то общего в человеческой природе. В этой связи необходим поиск единственно возможного варианта совместного существования в будущей Европе – полноправного диалога, исходящего из плюрализма ценностей, а не условий очередной сделки, будь то «зерновая», «газовая» или даже «зеленая климатическая». Германию и Россию всегда связывали не простые, но зависимые отношения, определявшие во многом важнейшую роль экономически сильного партнера в Европе. Стереотип пресловутой немецкой правильности, следования установленному порядку, согласно которому Германия больше нуждается в привычных устоявшихся координатах, чем в абстрактной свободе, оставляет надежды на то, что она первой осознает и продолжит отстаивать единственную и многовариантную возможность существования единой с Россией Европы – продолжения взаимодействия с Россией по ряду важнейших как для Германии, так и для всей Европы вопросов военной и энергетической безопасности, экономического и инвестиционного сотрудничества, научного и культурно-образовательного обмена. Российско-германские отношения традиционно являлись гарантом стабильной Европы и ее достойного места в глобальной архитектуре. Не будет исключения и сейчас. Правила, безусловно, будут меняться, но место и роль России на евразийском континенте по объективным причинам является аксиомой и пересмотру инициаторами противостояния не подлежат. Их разрушительная роль состоит лишь в идеологической очистке и цивилизационной подготовке места для отношений нового уровня на благо единой Европы.

76-95 122
Аннотация

Вывод бизнеса (продукции либо услуг) на международные рынки раскрывает потенциал для роста выручки и прибыли компаний. Статистические данные подтверждают тот факт, что в современных условиях уровень вовлеченности в экспортную деятельность субъектов российского малого и среднего предпринимательства является незначительным. Зачастую это обусловлено отсутствием у владельцев, а также руководителей бизнеса опыта и знаний по основам внешнеэкономической деятельности. Предприниматели, успешно развивающие свой бизнес на российском рынке, как правило, слабо представляют критерии выбора страны для экспорта, порядок подбора зарубежного партнера, особенности всех процедур выведения бизнеса на международные рынки. Российским правительством предпринимаются существенные шаги по поддержке бизнеса в этом направлении. Сегодня благодаря совершенствованию законодательства, а также консультационной и маркетинговой поддержке со стороны государства значительно упростились процедуры выхода на международные рынки отечественных производителей. С учетом анализа показателей, характеризующих мировые тенденции внешнеторговой деятельности, в статье предлагаются различные методические подходы к определению географии торгово-экономической деятельности в условиях становления российского бизнеса.

96-108 187
Аннотация

Статья посвящена торгово-экономическому сотрудничеству Российской Федерации в реалиях 2022–2023 гг. Тема актуализировалась в связи с ужесточением экономических санкций против Российской Федерации, которые продолжают вводить западные «партнеры» в надежде ухудшить состояние российской экономики. В работе приводятся и анализируются статистические данные ФТС России по торговому обороту Российской Федерации в указанный период со странами ЕС, ЕАЭС, государствами ШОС, в том числе Китаем – современными торговыми партнерами нашей страны. Кроме того, автором обосновывается точка зрения о том, что санкции, во-первых, носят ограниченный характер, во-вторых, экономическая изоляция России со стороны стран Евросоюза остается, по мнению автора, весьма неполной и зачастую преодолевается западными партнерами и их субъектами хозяйствования на протяжении всего периода. В статье показано, что отношения России и Евросоюза в части взаимной торговли, хотя и находятся на самой низкой точке в своей истории, однако существуют прочные основы к их восстановлению, так как в целом с учетом возможностей параллельного импорта торговля ЕС с Россией не только не прекращалась, но и выросла по некоторым направлениям, на которые не были наложены санкции. В заключении приводятся авторские предложения, направленные на дальнейшее развитие внешней торговли Российской Федерации в условиях санкций, а также на поддержку отдельных отраслей промышленности в связи с необходимостью наращивать импортозамещение и обеспечивать технологический суверенитет Российской Федерации.

109-127 75
Аннотация

При реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» сформировалась неоднозначная практика его информационного сопровождения. Этот проект является наименее известным среди всех нацпроектов. Входящий в его состав региональный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» нуждается в оценке информационного обеспечения. Складываются условия для сокрытия запланированных, но не достигнутых результатов проекта. Целью статьи является оценка информационной доступности достигнутых результатов регионального проекта на примере УрФО и разработка рекомендаций по ее повышению. Методологию исследования составляют подходы к информационной доступности деятельности органов власти. Теоретическая значимость заключается в выделении двух разновидностей информации: распространенной и адресной, вносящих вклад в недостаточно развитую научную область по измерению информационной доступности. Новизной обладает авторский методический подход к расчету индекса информационной доступности результатов проекта: первый субиндекс учитывает регулярность и распространенность информации, второй – количество действий для нахождения результата и удобство его использования. Установлен стихийный характер деятельности некоторых органов власти по информированию. Методами контент-анализа сайтов систематизированы положительные примеры и негативный опыт информационной доступности результатов проекта. По итогам индикативного анализа определено, что 5 из 6 регионов УрФО обладают средней и низкой информационной доступностью результатов (менее 1,34 баллов из 3 возможных). Разработаны практические рекомендации для органов власти. Полученные принципы открытости и доступности информации могут быть положены в основу разработки стандартов опубликования информации.

128-137 56
Аннотация

В турбулентной экономической макросреде для обеспечения устойчивого развития государства и его регионов происходит переформатирование классических товарообменных операций как за счет смены базовых партнеров, изменения географии рынков и продуктовых линеек, так и интенсификации запуска новых мультинациональных производственных проектов, позволяющих компенсировать потерю части зарубежных поставок в формате импортозамещения, генерировать на основе синергии инновационные решения, становящиеся отечественной интеллектуальной собственностью. Республика Татарстан является одним из опорных регионов Российской Федерации, лидирующих по многим макроэкономическим показателям, инвестиционной привлекательности и качеству жизни. Ее наработки в сфере международных отношений и торговли анализируются с позиций эффективности, особенностей работы элементов инфраструктуры, таких как особые экономические зоны, зарубежные представительства, бизнес-миссии, Торгово-промышленная палата, Агентство инвестиционного развития, Центр поддержки экспорта. Делаются выводы об активизации всех видов сотрудничества с Китайской Народной Республикой, странами мусульманского мира и с различными странами ЕАЭС и СНГ, свидетельствующие об определяющей роли структуры экономики всех партнеров, включая наличие льготных режимов взаимодействия. Если наращивание мирового товарооборота однозначно представляет собой позитивный процесс, то отбор проектов международной промышленной кооперации должен сопровождаться глубокой бизнес-аналитикой комплиментарности целей и возможностей стран, участвующих в производственном сотрудничестве. Другим важным выводом является необходимость анализа потенциала регионов России для выявления возможностей масштабирования опыта Татарстана – наличие задела промышленной кооперации, взаимовыгодной для всех сторон, и инфраструктуры, обеспечивающей эффективность международного сотрудничества. Различия российской и региональной экономики как ее мезоуровня могут привести к безрезультатной попытке масштабирования лучших практик Республики Татарстан. В этой связи предлагается создание системы подключения части регионов Российской Федерации к каналам международного сотрудничества, созданным в Республике Татарстан для активизации взаимодействия прежде всего с партнерами из стран исламского мира

138-153 82
Аннотация

Увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест (ВРМ) в регионах способствует концентрации высокооплачиваемых и квалифицированных специалистов, росту налоговых поступлений в региональные бюджеты, развитию инновационной инфраструктуры и улучшению качества жизни людей. В то же время значительный рост высокопроизводительных рабочих мест во многом отмечается в регионах, на территории которых располагаются крупные городские агломерации. Однако не все регионы имеют на своей территории крупные агломерации, которые могли бы создавать благоприятные условия для активного социально-экономического развития. Цель исследования заключается в разработке путей распространения положительного эффекта развития агломераций не только на свои регионы, но и на другие территории. Проведенное авторами исследование позволило выявить факторы, способствующие росту ВРМ в регионах – уровень заработной платы в субъектах Российской Федерации и фондовооруженность. На основе анализа статистических данных было выделено пятьдесят семь субъектов Российской Федерации, лидирующих по показателям, характеризующим условия для формирования и роста числа ВРМ. Среди них двадцать два региона являются лидерами по четырем и более из семи показателей. Из них шестнадцать являются крупными агломерациями или территориями, на которых расположены таковые. В ходе исследования авторами был сделан вывод о необходимости создания коридоров развития между агломерациями, субъектами Российской Федерации, на территории которых они находятся, и другими территориями посредством осуществления межрегиональных инфраструктурных и экономических проектов, что может способствовать распространению импульсов экономического развития.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА 

154-168 87
Аннотация

В статье рассматриваются новые технологии, которые позволяют правительству и бизнесу ускорить цифровую трансформацию и даже изменить ее масштабы. Цифровизация неразрывно связана с инновационной моделью развития как частных компаний, так и государства, чтобы не отставать в глобальной гонке технологий. В условиях быстро развивающейся цифровой экономики и все более широкого использования искусственного интеллекта проблема применения этих технологий в государственном управлении становится все более актуальной. Разработка эффективных стратегий и методов интеграции новых технологий в процессы государственного управления имеет решающее значение для повышения эффективности и прозрачности государственного управления и различных экономических процессов, улучшения предоставления услуг гражданам и в конечном счете – для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития общества и экономики. Тем не менее применение таких технологий в государственном и частном управлении сопряжено с рядом вызовов и проблем, например, с этическими и правовыми вопросами использования искусственного интеллекта, защитой данных и кибербезопасностью, а также необходимостью подготовки квалифицированных специалистов, способных работать с этими технологиями. В данном контексте актуальность темы статьи определяется необходимостью углубленного изучения потенциала применения технологий цифровой трансформации в государственном управлении, экономике и финансах.

169-178 73
Аннотация

Достижения в области искусственного интеллекта, робототехники, нейронных сетей, искусственных конечностей и систем, автоматизации, виртуальной и дополненной реальности, машинного обучения и др. открывают большие перспективы для повышения эффективности и приобретения знаний. Децентрализация – одна из тенденций на современном мировом финансовом рынке. Активное развитие исламской финансовой и банковской индустрии, рост числа мусульман в мире и другие факторы определяют интерес исследователей к вопросам цифровизации. Данная статья посвящена изучению возможностей, подходов и взглядов на использование цифровых валют с точки зрения исламского финансирования. Применяются методы анализа и синтеза, сравнительного анализа. Анализируются подходы различных стран мусульманского мира к внедрению цифровых валют, рассматриваются текущие проекты. В исламском мире пока не сложилось единого мнения о допустимости и масштабах возможного использования цифровых валют. Авторы приходят к выводу, что в целом цифровые валюты могут гармонично использоваться в рамках концепции исламских финансов. Этому способствуют такие факторы, как прозрачность децентрализованных финансов и цифровых валют, вклад в защиту богатства общества, акцент на социальных выгодах, что соответствует благим целям исламских финансов и их социальной ценности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.