Мировые тренды развития туризма в эпоху глобализации
https://doi.org/10.21686/2410-7395-2024-2-33-45
Аннотация
Глобализация, для которой характерна растущая мобильность капитала, людей, идей и информации во всемирном масштабе, стала актуальной темой в современном мире. Очевидно, что туризм и связанные с ним виды экономической деятельности не защищены от такого широкого контекста мировой экономики. За последние одно-два десятилетия наблюдался стабильный рост международных туристских потоков, межрегиональных и межорганизационных альянсов, а также прямых иностранных инвестиций. Эти тенденции распространены в развивающихся странах в основном из-за их нетронутой природы, разнообразной культуры, недорогих товаров и услуг, дешевой рабочей силы и других ресурсов. Однако, как предупреждают ученые, туризм – это отрасль, которой управляют богатые, более могущественные страны и соответствующие им транснациональные корпорации. В статье исследуется природа категории «туризм» с точки зрения экономической и социальной деятельности. Обосновано, что базис туризма как многомерной экономической и социальной категории определяют две группы принципов: фундаментальные и желательные. Сделан вывод, что туризм как важная составляющая современной мировой экономики неизбежно оказывается вовлеченным в процесс глобализации. Для туристов открываются новые возможности экзотических путешествий, предлагающие аутентичность и уникальность, а это в свою очередь заставляет туристскую индустрию искать новые альтернативы классическому туризму.
Об авторах
А. В. ВеткинаРоссия
Анна Владимировна Веткина, кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой экономики и управления
173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41
Л. И. Саидова
Россия
Липа Исаевна Саидова, старший преподаватель кафедры туризма и индустрии гостеприимства факультета географии и геоэкологии
364034, Чеченская Республика, Грозный, ул. А. Шерипова, д. 32
Р. Г. Мударисов
Россия
Рафик Габдуллович Мударисов, кандидат биологических наук, доцент кафедры туризма, сервиса и гостеприимства
191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48
Список литературы
1. Гарбузова Т. Г., Воскресенская А. Э. Бизнес возможности в развитии устойчивого экотуризма на особо охраняемых природных территорияхРоссии и Европы // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). – 2021. – № 14 (16). – С. 158–164.
2. Киварина М. В. Взаимодействие власти и бизнеса в индустрии туризма // Экономика и управление гостеприимством территории : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Великий Новгород, 21 мая 2021 года / под ред. М. В. Кивариной, Н. Н. Юриной. – Великий Новгород : Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2021. – С. 34–38. – DOI: 10.34680/978-5-89896-755-0/2021.EMHT.05.
3. Миллер В. М., Василенко М. Е. Возможности и перспективы взаимодействия России и Китая в сфере туризма // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 4. – С. 51–58.
4. Назарова О. П. Моделирование сценариев системы туризм // Журнал монетарной экономики и менеджмента. – 2024. – № 1. – С. 107– 116. – DOI: 10.26118/2782-4586.2024.16.35.015.
5. Саидова Л. И., Жунусова А. А. Экотуризм как направление устойчивого развития сельских территорий // Журнал монетарной экономики и менеджмента. – 2023. – № 2. – С. 137–141. – DOI: 10.47576/2782-4586_2023_2_137.
6. Толчинская М. Н. Современные тенденции развития международного туризма // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 1. – С. 431–434.
7. Экономика и управление гостеприимством территории : сборник материалов международной научно-практической конференции, Великий Новгород, 21 мая 2021 года / под ред. М. В. Кивариной, Н. Н. Юриной. – Великий Новгород : Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2021.
8. Badulescu A., Badulescu D. ‘Entrepreneurship and Local Resources’ // Tourism Enterprises and the Sustainability Agenda across Europe / edited by D. Leslie. – London : Ashgate Publishing, 2012. – P. 151–167.
9. Burkart A. J., Medlik S. Tourism: Past, Present and Future, London : Heinemann, 1974.
10. Fuster L. P. Teoria y tecnica del turismo. – Madrid : Nacional, Tomo I, 1971.
11. International Tourism to Reach Pre-Pandemic Levels in 2024. – URL: https://www.unwto.org/news/international-tourism-to-reach-pre-pandemic-levels-in-2024 (дата обращения: 16.04.2024).
12. Lea J. Tourism and Development in the Third World. – London & New York : Routledge, 1988.
13. Petras J. Globalization: a critical analysis // The Political Economy of Imperialism: Critical Appraisals / edited by R. H. Chilcote. Boston Way, Maryland : Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2000. – P. 181–214.
14. Reid D. G. Tourism, Globalization & Development: Responsible Tourism Planning. – London : Pluto Press, 2003.
15. Sharpley R., Telfer D. J. Tourism and Development: Concepts and Issues. – Clevedon, UK : Channel View, 2002.
16. The Concise Oxford Dictionary of Current English / 4th ed. Oxford, 1956.
17. Tribe J. Philosophical Issues in Tourism, Channel View Publications, 2009.
18. Wahab S., Cooper C. Tourism in the Age of Globalisation. – London : Routledge, 2001.
19. Wahab S-E. A. Introducao a administracao do turismo. – Sao Paulo : Pioneira, 1977.
Рецензия
Для цитирования:
Веткина А.В., Саидова Л.И., Мударисов Р.Г. Мировые тренды развития туризма в эпоху глобализации. Международная торговля и торговая политика. 2024;10(2):33-45. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2024-2-33-45
For citation:
Vetkina A.V., Saidova L.I., Mudarisov R.G. Global trends in tourism development in the era of globalization. International Trade and Trade Policy. 2024;10(2):33-45. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2410-7395-2024-2-33-45